Выбор профессии: призвание или необходимость?

Содержание
  1. 4 способа понять свое призвание
  2. Тестирование
  3. Коучинг
  4. Обращение к детским воспоминаниям и любимым играм
  5. «Если бы не пришлось обеспечивать себя, думать о деньгах и были все ресурсы для самореализации, чем бы вы занимались?»
  6. Как выбрать профессию: лучшие советы экспертов и тесты
  7. Причины выбора той или иной профессии
  8. Что делать, если нет идей?
  9. Можно ли выбрать дело по душе на всю жизнь?
  10. Рекомендации по выбору профессии
  11. Какие профессии будут востребованы в будущем?
  12. Тесты в помощь
  13. Тест по соционике
  14. Опросник Голланда
  15. Методика Климова
  16. Матрица выбора профессии
  17. Как помочь ребенку определиться с профессией?
  18. Смена профессии после 30 лет
  19. Заключение
  20. Колледж — не для тех, кто плохо учится. 9 ошибок, которые допускают родители, помогая детям выбрать профессию
  21. 1. Профориентация — это не тестирование психолога
  22. 2. Поздно начинать заниматься вопросом профориентации в 9-11-м классах
  23. 3. Колледж — это не «для тех, кто плохо учится»
  24. 4. Нужно давать ребенку изменить выбор
  25. 5. Не надо «ставить ребенка на рельсы»
  26. 6. Разберитесь, что нужно рынку труда
  27. 7. Не надо преувеличивать ценность высшего образования
  28. 8. Родители декларируют свои ожидания
  29. 9. Чрезмерная активность родителей вредна
  30. Как выбрать профессию? Книги, которые помогут ребенку
  31. Как выбрать профессию: советы и рекомендации для школьников и взрослых

4 способа понять свое призвание

Выбор профессии: призвание или необходимость?

Юлия Есина, эксперт в области развития персонала, коуч, руководитель компании «Ресурсные люди», специально для блога Нетологии написала статью о том, как выбрать профессию, если вы уже совсем отчаялись.

Ко мне довольно часто обращаются клиенты с запросами: «чем мне заниматься», «как понять свое призвание», «а тем ли я занимаюсь в жизни, чем нужно». Проанализировав свой опыт работы и результаты клиентов, я решила написать небольшую статью на эту тему.

Как показывает практика, в тупик людей загоняет желание точно сформулировать название профессии или должности. Но чтобы получать удовольствие от работы, достаточно определить область, соответствующую психотипу и чертам характера, а также сформулировать ценности, которые будут максимально проявляться в выбранной области.

Я не имею в виду гениальность: как правило, ее не нужно проявлять, она заявляет о себе сама. Я говорю о призвании обычного человека.

Бесплатная программа обучения: «Digital-старт: первый шаг к востребованной профессии»

Есть несколько способов самоопределения: тестирование, коучинг на прояснение ценностей и миссии, обращение к детским воспоминаниям и любимым играм. Но ключевой вопрос: «Если бы тебе не нужно было обеспечивать себя, думать о деньгах и были все ресурсы для самореализации, чем бы ты занимался?».

Расскажу немного о каждом из методов. В идеале задействуйте их все.

Тестирование

Один из хороших тестов, который помогает определить основную сферу, в которой имеет смысл получать основное или дополнительное образование — «Предпочтительные виды профессиональной деятельности». Пройти его можно, например, здесь.

В основе теста шкалы по типам профессий: человек — человек, человек — техника, человек — знаковая система, человек — художественный образ, человек — природа.

В описании результатов обозначены виды деятельности и психологические требования к профессиям.

Еще один популярный тест — на определение типа личности по Майерс-Бриггс (MBTI). В нем 60 вопросов, а результат — общее описание личности на основе уникальной комбинации личностных факторов.

Тест помогает предугадать склонность к определённому виду деятельности, характерный стиль действий, характер решений и прочие особенности, позволяющие человеку чувствовать себя комфортно и уверенно в той или иной сфере деятельности.

В тесте 4 шкалы, по которым исследуется личность:

  • ориентация сознания (интроверсия — экстраверсия);
  • ориентация в ситуации (здравый смысл — интуиция);
  • основа принятия решений (логос — пафос);
  • способ подготовки решений (рациональность — иррациональность).

Пример такого теста здесь.

Коучинг

В арсенале профессионального коуча довольно много методов, помогающих прояснить глубинные ценности человека и его предназначение или миссию. Один из них — многофункциональный инструмент «Пирамида Дилтса». На основе предложенных в пирамиде уровней и за счет грамотно заданных вопросов, можно смоделировать или поднять на поверхность истинные желания человека.

В пирамиде Дилтса есть несколько «ступеней». Вопросы, располагающиеся на каждой из них, можно адресовать самому себе в формате самокоучинга.

Окружение

  • Как вы себе представляете идеальное профессиональное окружение, в котором комфортно?
  • Кто эти люди?
  • Чем они занимаются?
  • Что для них важно?

Действия

  • Представьте свой типичный желаемый рабочий день, чем он заполнен?
  • Как вы себя ведете на работе, что делаете?

Навыки

  • Какими профессиональными навыками вы хотели бы обладать?
  • Как эти навыки проявляются на работе вашей мечты?
  • Какие навыки у вас есть на данный момент, которые вы цените и очень хотели бы применить?
  • Какие навыки вы планировали или мечтали приобрести?

Ценности

  • Почему вам важны именно эти люди в окружении?
  • Почему вам важны именно эти действия?
  • Почему вам важны именно эти навыки?
  • Какая ваша основная ценность раскрывается через взаимодействие с этими людьми и эту деятельность?
  • Какую ценность вы бы хотели поддерживать своей деятельностью?
  • Что для вас ценно в жизни?
  • В какой деятельности вы могли наилучшим образом раскрывать эту ценность?

Самоопределение

Представьте, что кто-то задает вам вопрос «Кто вы?». Вам нужно ответить, не называя профессию, начиная со слов: «я человек, помогающий…; открывающий….; дающий….; способствующий….; развивающий…; приводящий….; соединяющий…», и так далее.

Миссия

  • Какую разницу в жизни людей вы создаете своей деятельностью?
  • Кому важно то, что вы делаете?
  • Что вы привносите в мир своей деятельностью?
  • В чем вы видите свою основную задачу?

Есть много других профессиональных инструментов, которые использует коуч для прояснения ваших базовых ценностей. В совокупности они помогают лучше понять свои настоящие желания и способности.

Обращение к детским воспоминаниям и любимым играм

Как правило, любимыми играми или занятиями с детства становятся те, в которых ребенок наиболее успешен или получает максимальное удовольствие. Иногда достаточно погрузиться в детские воспоминания, чтобы понять, где зона вашей максимальной удовлетворенности.

К какой активности вы всегда стремились, возможно, вопреки запретам, урокам, навязанным родителями кружкам.

Вам хотелось сидеть дома вышивать и рисовать? Или собрать всех детей из соседних подъездов и играть с ними в школу? Или вы были готовы часами вертеться перед зеркалом, надев все возможные и доступные мамины украшения? А быть может, мяч и все, что связано со спортом, было в основе вашей мотивации максимально быстро выполнить все домашние обязанности?

Опять же, можно вспомнить, любили ли вы читать книги в уединении или были организатором всех игр во дворе? Некоторые с самого детства неравнодушны к торгово-денежным отношениям — такие дети то увлеченно играют в «магазинчик» и учатся считать на «живых деньгах», то пытаются обменяться вещами с одноклассниками, то заводят новую копилку или увлеченно играют в монополию, или находят еще одну идею для очередной коллекции. А есть дети, которые готовы чинить, строить, вышивать и вязать с утра до вечера.

Вспомните, чем вы любили заниматься — это может явиться ключом к пониманию того, чем нужно заниматься, чтобы наиболее успешно реализовать свою личность.

«Если бы не пришлось обеспечивать себя, думать о деньгах и были все ресурсы для самореализации, чем бы вы занимались?»

Этот вопрос включает в работу лобные части головного мозга, отвечающие за воображение, способность мечтать, творчество. Размышляя над этим вопросом, можно понять свои внутренние страхи, увидеть накопленные слои родительских и общественных мнений.

Вопрос можно обдумывать в несколько подходов, пока ответ на него не вызовет состояние внутренней мотивации и готовность активно действовать в выбранном направлении.

Если при ответе на этот вопрос, рождается вариант, который по тем или иным причинам недостижим или имеет ограничения, например «я стал бы воздушным гимнастом», нужно вернуться к понятию ценностей, и выяснить, что в данной профессии или деятельности важно для человека и найти альтернативные области, где ценности будут раскрываться не менее успешно.

Например, в воздушной гимнастике, важны «здоровье, чувство свободы и полета, красота тела».

В 50 лет, возможно, уже будет трудно реализовать подобную задачу, но ничего не мешает заняться, например, йогой, а затем акро-йогой и получить превосходные результаты и раскрытие всех заявленных ценностей.

В дальнейшем можно пробовать становиться инструктором и разделять свои ценности с «созвучными людьми». Другой пример: «Я хотел бы быть учителем, работать с младшими классами». Ценности: любовь к детям, возможность делиться опытом.

Если человек осознает, что у него недостаточно времени и сил, чтобы получить второе высшее педагогическое образование и начать карьеру с «0», то можно подумать над различными курсами с авторской методикой преподавания русского, английского языка или другого предмета, к которому есть способности и возможности успешной реализации.

Читать ещё: «Как совместить деньги и творчество»

Важный момент при поиске своего призвания — это плавный переход с текущей деятельности на желаемую или совмещение направлений.

Страх не получить результат или остаться без основательного дохода часто останавливает реализацию своего истинного призвания.

Оптимальным вариантом в данном случае будет постепенный переход: можно совмещать офисную работу с удаленной практикой или заниматься новым направлением в выходные дни. Найти решение будет несложно, если есть искреннее желание!

Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации.

Источник: https://netology.ru/blog/4-sposoba-ponyat-svoe-prizvanie

Как выбрать профессию: лучшие советы экспертов и тесты

Выбор профессии: призвание или необходимость?

Добрый день, друзья! Сегодня поговорим о том, как выбрать профессию – в первый или очередной раз. Обсудим основные факторы, влияющие на самоопределение, рассмотрим некоторые профориентированные методики и, как всегда, поможем добрым советом.

Выбор профессии – дело трудное, но важное. От этого зависит:

  • личный комфорт,
  • вектор саморазвития,
  • материальное благосостояние,
  • окружение.

Причины выбора той или иной профессии

Это только кажется, что на профессиональное определение влияют исключительно интересы. Почему же человек выбирает ту или иную профессию? На самом деле факторов для выбора множество:

В 60-е все хотели быть космонавтами, в 90-х – юристами и экономистами. Сейчас на пьедестале специалисты IT-сферы, топ-менеджеры, чиновники высшего звена. Но не стоит руководствоваться только этими критериями: мода меняется, престиж уходит, и, возможно, это произойдет раньше, чем вы окончите вуз.

К наиболее оплачиваемым относятся профессии капитана океанского лайнера, пилота, топ-менеджера, IT-специалиста, маркетолога и т. д. При выборе “золотой жилы” учтите, что сама по себе профессия больших денег не принесет. Чтобы иметь высокую зарплату, нужно быть хорошим специалистом, а для этого требуются дополнительные знания и опыт.

Иногда молодые выбирают жизненный путь “за компанию”. Лучший друг после 11 класса идет на ветеринара – чем не повод последовать за ним? Вместе же интереснее. Иногда это срабатывает, но в основном такой необдуманный поступок влечет разочарования в профессиональном плане.

Казалось бы, кто лучше мамы с папой знает своего ребенка? Тем не менее большое число великих писателей состоялось после отказа следовать отеческой стезе и тайного поступления в литературный институт. Зачастую родители в своих советах исходят не из способностей сына или дочери, а из соображений престижа или собственных нереализованных желаний.

Бесспорно, их мнение стоит выслушать, но оценивать каждый совет нужно трезво. Если сомневаетесь, выслушайте мнение других уважаемых вами взрослых, например, учителя. Посторонние свободны от беспокойства за вашу судьбу и лишнего тщеславия, поэтому дадут более взвешенный совет.

Голос интуиции слушать нужно. Сложность в том, что он не всегда отличим от сиюминутной прихоти. Проверенной временем мечте доверять можно, но, если она загорелась совсем недавно, поживите с ней некоторое время и присмотритесь получше.

Что делать, если нет идей?

Далеко не все старшеклассники к моменту поступления в вуз определились с будущей профессией. Как быть, если душа ни к чему не лежит?

  1. Разберитесь в себе, оцените способности. Постарайтесь поразмышлять аналитически, чем бы вы могли заниматься.
  2. Накидайте несколько вариантов, изучите их досконально. Возможно, все они отпадут как непригодные, а взамен придет что-то стоящее.
  3. Если совсем не можете определиться с выбором, а вот-вот поступать учиться, у вас есть несколько вариантов: а) пойти, куда скажут родители или куда позовут друзья, б) выбрать что попроще и поближе к дому, в) подождать годик и разобраться в себе (и, конечно, поработать).
  4. Пробуйте все возможные занятия на себе. Официант, курьер, менеджер – все, что возможно без специального образования. Вы лучше узнаете свои сильные и слабые стороны, закалите характер, обрастете новыми знакомствами и сделаете выбор.

Гарантий, что вы не ошибетесь, нет. Но главная ошибка – это бездействие. Какую бы профессию вы ни предпочли, это ваш путь, и он обязательно пойдет вам на пользу.

Можно ли выбрать дело по душе на всю жизнь?

По данным опросов, почти 60 % россиян работают не по специальности. Треть опрошенных трудится неохотно. Еще 16 % ежегодно меняют работу. Можно ли выбрать дело по душе на всю жизнь? Да, иногда встречаются счастливчики, угадавшие свое предназначение с детства.

Как правило, они проявляют свои увлечения сразу и сохраняют интерес к ним в течение длительного времени. Поэтому, если ваш ребенок несколько лет подряд лечит бездомных котят, скорее всего, он уже сделал выбор.

Маленькая Люба с ранних лет играла в учителя. Уже подростком она регулярно объясняла одноклассникам трудные задачки, для чего приходила в школу задолго до начала занятий. И это без всяких поручений учителя! Самое удивительное, что и неуспевающие друзья спешили оказаться в школе чуть свет, чтобы укрепить свои познания в математике.

Поступать Любовь пошла, конечно, в педагогический институт. Закончив, приступила к преподаванию. Было время, когда Люба чуть было не ушла работать на завод, но судьба вернула ее на верную дорогу.

Любовь Ивановна была любимой учительницей нескольких поколений. За 25 лет стажа у нее накопилось немало наград. А сейчас, в возрасте 82 лет, она продолжает объяснять трудные задачки, но уже в качестве репетитора.

Рекомендации по выбору профессии

Правильно выбрать профессию сложно даже тем, у кого есть любимый школьный предмет. Скажем, подросток любит биологию, а она открывает широкий простор для выбора: ветеринар, агроном, биолог, преподаватель и т. д. Поэтому судить о профессиональной склонности по школьным предпочтениям не совсем верно.

Когда стоишь на перепутье, кажется, что перед тобой множество дорог.

Но, изучая карту, понимаешь, что одна из них закрыта для проезда, вторая существует только виртуально, третья слишком разбита прохожими, четвертая заросла кустарником, и лишь на паре остальных уложен асфальт.

Никто не утверждает, что идти нужно исключительно по асфальту. Принц прорывался сквозь заросли, чтобы разбудить спящую красавицу. Решайте, что ближе вам: что проще или что заманчивее.

Так и в жизни: начинаешь анализировать все варианты и приходишь к выводу, что одна специальность не нравится, вторая не подходит по личным качествам, освоить третью не по карману, а к четвертой просто нет способностей. Остается несколько, выбрать из них уже легче.

Грамотный подход к собственному будущему означает, что надо принимать в расчет не только моду и собственные устремления. Помимо этого, стоит оценить:

  • способности,
  • личные качества,
  • возможные перспективы.

Скажем, вы мечтаете стать профессиональным хоккеистом и уже сейчас не пропускаете ни одной игры, но тренер утверждает, что вы недостаточно сильны. К его мнению стоит прислушаться и выбрать смежную профессию, связанную со спортом. Но можно проявить упрямство и идти к своей мечте, ведь мотивация способна творить чудеса.

Или вы хотите стать инженером-конструктором, техническое и творческое мышление у вас на высоте, но, к примеру, не хватает усидчивости. Хорошенько подумайте, сможете ли вы сидеть за компьютером по 8 часов 5 дней в неделю или вам захочется сбежать уже через месяц.

Перспективы той или иной специальности оценить трудно (казалось бы, забыты конюхи и печники, а сейчас эти люди на вес золота), но всегда можно почитать прогнозы, посетить различные семинары и ярмарки вакансий.

Какие профессии будут востребованы в будущем?

Так, специалисты из Сколково обещают, что совсем скоро появятся совершенно новые профессии, вроде менеджера космотуризма и дизайнера виртуальных миров. Аналитики утверждают, что в ближайшее время не потеряют своей актуальности IT-специалисты, менеджеры и прочие управленцы, строители.

Понятно, что всегда будут нужны учителя и врачи. Девушки не останутся без работы в педагогике (школа, садик, дополнительное образование), в сфере гостеприимства и красоты.

С усилением глобализации будет развиваться туризм, а значит, любители путешествий найдут себе применение. Будут востребованы люди, оказывающие различные персональные услуги (например, личный помощник руководителя) и занятые в сфере интернета. Остальные прогнозы (о замене инженеров, контролеров и грузчиков роботами) носят вероятностный характер.

В любом случае, если чувствуете, что у вас есть призвание к чему-то, не уклоняйтесь от него. Хорошие специалисты ценятся всегда.

Тесты в помощь

На сегодняшний день разработано немало методик и тестов, с помощью которых можно выбрать себе профессию.

Тест по соционике

Соционика – концепция типов личности по параметрам: экстраверсия/интроверсия, логика/интуиция, логика/этика, рациональность/иррациональность. Сочетание этих характеристик дает 16 психотипов, каждому из которых рекомендуется ряд профессий. У меня, например, получилась такая картина. Довольно точный портрет.

Официально не все признают соционику наукой, но тестирование дает интересные результаты.

Опросник Голланда

Разделение людей на типы (реалистический, интеллектуальный, социальный, артистический, предприимчивый, конвенциональный) немного напоминает предыдущий тест. Опросник Голланда позволяет разобраться в личностных качествах, оценить коммуникативные навыки и получить несколько приблизительных рекомендаций.

Методика Климова

Академику Е. А. Климову мы обязаны тестами, которые в свое время наполнили все центры занятости.

Ответив на 20 вопросов теста, испытуемый получает подходящий ему тип профессии – это те самые “человек – человек”, “человек – природа”, “человек – техника”, “человек – знаковая система” и “человек – художественный образ”.

В последнее время к этой классификации добавляется еще группа “человек – самореализация” (речь идет, например, о спортсменах).

С помощью этого метода можно определить примерную сферу приложения таланта, но стоит учитывать, что со времен ее создания перечень и содержание профессий изменились.

Матрица выбора профессии

Достоинство этой методики в небольшом количестве вопросов и наглядности результатов. Выбрав 2 нужных варианта, находите в таблице их пересечение и получаете профессиональные рекомендации. Недостаток – в ограниченном выборе советов.

Как помочь ребенку определиться с профессией?

Родителям свойственно оберегать детей от ошибок, но профориентация должна быть их самостоятельным выбором. Как правильно наставить подрастающее поколение и помочь ребенку определиться с профессией?

  1. Почаще беседуйте с подростком, узнавайте не только склонности, но и их предпосылки. Интересуйтесь, из каких соображений чадо отдает предпочтение тому или иному делу – так вы узнаете не только его мотивы, но и уровень осведомленности о профессии.
  2. Постарайтесь углубить представление подростка о работе: подскажите литературу, познакомьте с людьми, которые заняты данным трудом. Сериалы про врачей и следователей рисуют идеалистичные картины, а вот сосед-участковый поведает всю правду как есть.
  3. Помогите найти тесты по профориентации, но объясните, что они не в полной мере отражают действительность, а лишь дают некоторые ориентиры.
  4. Не настаивайте на поступлении в вуз. Во-первых, иногда для успешного овладения специальностью достаточно техникума или курсов. Во-вторых, когда молодой человек повзрослеет, он сам почувствует необходимость высшего образования, а значит, сделает правильный выбор и будет относиться к учебе более ответственно.
  5. Узнайте, какие специальности можно получить в других регионах. Во-первых, узнаете обо всех новых веяниях, а во-вторых, иногда в соседней области можно бесплатно научиться тому, за что в вашем городе придется отдать немало. Если сын или дочка ради успешного будущего готовы ехать за тридевять земель, не сдерживайте их: все равно рано или поздно уедут.
  6. Дайте возможность подростку попробовать свои силы в какой-либо отрасли. Хочет стать педагогом – пусть договорится о проведении уроков вместе с учителем, мечтает о ресторанном бизнесе – посоветуйте устроиться в “Макдоналдс”.
  7. Дайте ему шанс принять самостоятельное решение. Пусть подросток наломает дров, получит ценные навыки и хорошие уроки, но зато не будет обвинять вас в неудавшейся жизни. Род деятельности всегда можно поменять, утраченное доверие вернуть сложнее.

Смена профессии после 30 лет

Тема профориентации актуальна не только для молодежи. По разным причинам (изменение рынка труда, переезд, личные обстоятельства) о смене работы задумываются люди в любом возрасте. Один из наиболее популярных – чуть за 30, недаром этот период считается кризисным.

Что выбрать, если вы решились на смену профессии в 30 лет? Людям с семьей и порядочным трудовым стажем не просто отважиться на этот шаг. Мы уже описывали случаи, когда сменить работу действительно необходимо. Если сомневаетесь, проанализируйте свою жизнь и доверьтесь голосу интуиции.

Если вы решили проститься с прежним местом, но мешают страхи, скажите себе следующее:

  1. Мне не уже, а еще только за 30. Я молод, полон сил, и у меня все получится.
  2. Я лучше, чем в 18, знаю свои потребности и возможности.
  3. Психологи считают этот возраст подходящим для жизненных перемен, т. к. сохраняется свежесть мышления и вместе с тем имеется трезвость суждений и немалый опыт.
  4. Все мои умения остаются со мной. Будет замечательно, если они пригодятся мне на новом месте, если же нет, я еще могу все вернуть.

Перемены возможны по следующим сценариям:

  • Занять востребованную нишу – освоить новую профессию.
  • Развивать полученные навыки в новом направлении – сделать плавный переход к новой деятельности, основываясь на том, что у вас получается лучше всего.
  • Превратить увлечение в работу – внять зову души.

Первые два пункта выбираются, что называется, разумом, а третий – сердцем. Какие же есть плюсы и минусы у каждого?

  1. Плюсы первого варианта очевидны: если профессия востребована, специалисты нарасхват. Особенно это касается новых отраслей. Здесь и зарплата обычно выше. Но есть риск, что освоение пойдет не так успешно, как хотелось бы. Но, пока не попробуете, вы же этого не узнаете, верно?
  2. Второй подход представляется самым разумным: вы ничего не теряете, развиваясь в смежной деятельности, а переход получается плавным и безболезненным. Если чувствуете, что резкие скачки не для вас, выбирайте этот путь.
  3. Третий сценарий подойдет увлеченным натурам, которым скучно заниматься нелюбимым делом. Положительная сторона: профессия будет нравиться. Отрицательная: не факт, что удастся извлечь из хобби доход.

Заключение

Каждый выбирает свою дорогу. А истории людей, успешно сменивших профессию, вы всегда найдете на нашем блоге. Еще бы, ведь его создатель – Василий Блинов, сам сменил работу и рассказал об этом читателям.

Если вы связываете будущее с удаленным заработком, ознакомьтесь со списком интернет-профессий и выберите себе занятие по вкусу. А курс “Старт во фрилансе” поможет вам начать зарабатывать с удовольствием.

Источник: https://iklife.ru/udalennaya-rabota-i-frilans/kak-vybrat-professiyu-po-dushe.html

Колледж — не для тех, кто плохо учится. 9 ошибок, которые допускают родители, помогая детям выбрать профессию

Выбор профессии: призвание или необходимость?

Согласно статистике, минимум 40% россиян работают не по своей специальности. Врач, служащий в банке, юрист, отвечающий на звонки в колл-центре, — такие ситуации далеко не редкость. Каждый десятый разочаровывается в профессии в процессе учебы, многие по окончании университета идут работать совершенно в иную отрасль.

Анна Шапоренко. .com

О том, какие ошибки допускают родители, пытаясь помочь детям в выборе профессии, и что с этим делать, «Правмиру» рассказала карьерный консультант, специалист по самоопределению подростков и взрослых, автор курса «Профориентация как первый этап стратегического планирования карьеры» Анна Шапоренко.

1. Профориентация — это не тестирование психолога

В России профориентация отдана школе, она частично включена в школьные предметы, например, «Технологию», проводятся специальные общероссийские программы. Если в школе работает психолог, то он может провести профориентационные тесты. В нынешних условиях этого недостаточно.

Профориентация — это поиск профессий на пересечении «хочу» — «могу» — «востребовано рынком». Это выбор не только профессии, а образа жизни.

Старшеклассник выбирает направление обучения и строит траекторию подготовки к поступлению. Для такого выбора нужны знания о рынке труда, умение работать с информацией, понимание своих желаний и особенностей, умение принимать решение и брать ответственность.

Поэтому профориентация — это долгий процесс, гораздо шире, чем тестирование. Можно заниматься этим самостоятельно, можно записаться на курсы, программы, которые помогут с самоопределением. Или обратиться к карьерному консультанту, специалисту по профориентации.

2. Поздно начинать заниматься вопросом профориентации в 9-11-м классах

Однажды на выставке «Навигатор поступления» старшеклассников спросили, какие профессии они знают. Ребята назвали не более десятка: юрист, экономист, врач, учитель… Часто школьники просто не знают, из чего выбирать, им не хватает знаний про мир профессий.

Поэтому подготовительный период к выбору профессии надо начинать в дошкольном возрасте. В детском саду дети играют в разные профессии — врача, учителя, воспитателя, продавца. Игры важны для «примерки» на себя профессий и понимания, как устроен взрослый мир.

В начальной школе идет расширение кругозора детей про мир профессий. Знакомятся с менее очевидными профессиями: бухгалтер, инженер, разработчик компьютерных игр.

В этом возрасте дети любят мастер-классы, потому что виден результат труда. Их можно совмещать с экскурсиями, например, на кондитерскую фабрику, фабрику елочных игрушек, тогда у ребенка накапливается опыт.

В этом возрасте можно читать про профессии, обращать внимание на исчезнувшие профессии, начинать знакомиться с профессиями будущего. Пробовать профессии в интерактивных музеях и проектах: Кидбург, Киндзания, Мастерславль.

В средней школе стоит рассказать о работе членов семьи: как строится рабочий день, какие задачи выполняете, где работаете, кто ваши коллеги, сколько зарабатываете и как планируете бюджет семьи.

Помимо расширения кругозора, важно развивать soft skills — умения, которые понадобятся в учебе и работе: находить решения, делать выбор, выступать, убеждать, создавать проекты и т.д.

Тинейджеры, как правило, не любят слушать, поэтому лучше им давать пробовать разные занятия. Подойдут мастер-классы, студии, участие в летних программах, волонтерских проектах.

И тогда к 9-му классу ребенок придет с накопленным опытом и кругозором, которые помогут сделать выбор — какие предметы сдавать на ОГЭ, где и как продолжать обучение.

3. Колледж — это не «для тех, кто плохо учится»

В 9-м классе стоит выбор — оставаться в школе или идти в колледж. Многие родители до сих пор уверены, что колледж — это ПТУ для тех, кто плохо учится.

Это не так, часто можно построить успешный карьерный путь через колледж, например, выпускнику медицинского колледжа легче поступить на бюджет в медицинский институт, чем выпускнику школы.

Художественное училище, колледж искусств дадут возможность ребенку начать заниматься любимым делом раньше. Есть смысл изучить, какие колледжи работают в вашем городе. Сходить на дни открытых дверей, посмотреть, где и кем работают выпускники.

Даже если ребенок примет решение продолжить учиться в школе, такой опыт будет полезен.

4. Нужно давать ребенку изменить выбор

Если ребенок даже в 11-м классе решил изменить набор ЕГЭ или свой план поступления, надо понять причину, и если это не страх неудачи, то лучше его поддержать. В этом возрасте меняется картина мира, приходит осознание себя, формируется Я-концепция, ценности. Поэтому такая перемена часто не каприз, а осознанный выбор школьника. Сложнее будет, если такая ситуация произойдет в институте.

5. Не надо «ставить ребенка на рельсы»

Неправильный выбор часто происходит от того, что ребенок сделал его не сам, а под влиянием родительских установок. Родители счастливы, рапортуют друзьям и родственникам: «Да, поступил на бюджет, все хорошо». И успокаиваются на 5 лет.

Если вы видите, что старшеклассник неохотно готовится к ЕГЭ, к поступлению, возможно, это не его, а ваш выбор. Даже сейчас, когда времени осталось совсем мало, можно остановиться, поискать, поисследовать варианты. Возможно, в такой ситуации лучше обратиться к специалисту.

6. Разберитесь, что нужно рынку труда

Родители часто дают советы, опираясь на свой опыт, который не всегда работает. Мир слишком быстро меняется.

Посмотрите вместе с ребенком, какие профессии исчезают, какие появляются, какие тенденции развития рынка труда. Например, это можно сделать на сайте «Атлас новых профессий».

7. Не надо преувеличивать ценность высшего образования

Часто родители говорят: иди хоть куда, лишь бы было высшее образование. Это наш российский менталитет. По разным данным, от 40% до 70% людей работают не по специальности. Но работодателю сегодня важно не то, что написано в дипломе, а то, что кандидат умеет делать.

8. Родители декларируют свои ожидания

Родитель — это значимый для ребенка взрослый. Бывает, что родители вроде декларируют «Выбирай сам», и при этом добавляют «Хорошо, чтобы…». И ребенок хочет оправдать эти ожидания. «Я учусь только ради папы», — недавно сказал мне студент второго курса. «Я подарила свой диплом маме», — говорила девушка, которая пришла устраиваться на работу в банк, имея специальность врача.

Здесь важно не декларировать, а именно позволить ребенку самому сделать выбор.

9. Чрезмерная активность родителей вредна

Часто случается, что чем больше хотят родители, тем меньше хочет ребенок. Представьте, что у вас с ним процент желаний 100 на двоих. Если вы хотите на 90%, то он на 10%.

Чтобы сделать свой выбор, ребенку нужен «воздух» — пространство и время. Остановиться, понаблюдать, понять себя, побыть одному.

Ко мне часто обращаются с запросом, что школьник «ничего не хочет». Это может случиться как раз от такой активности родителей. А еще от переутомления, бесконечной учебы и занятий с репетиторами.

В любом случае в наши дни невозможно выбрать одну профессию на всю жизнь. Вашему ребенку предстоит учиться и переучиваться, менять профессии, возможно, создавать занятие «под себя».

На специальности, которые будут востребованы через 10-15 лет, сегодня еще негде учиться. Поэтому ценнее научить ребенка понимать свои желания, делать осознанный выбор, брать ответственность и реализовывать жизненный план.

Как выбрать профессию? Книги, которые помогут ребенку

  • Город добрых дел. Ричард Скарри 

Одна из лучших книг для дошкольников, про то, какие профессии обеспечивают жизнь города.

  • Дорожная карта. Смелое руководство для тех, кто хочет найти свой путь в жизни. МакАлистер Брайан, Гебхарт Натан

Книга про то, как найти дело жизни, с историями людей, которым это удалось. Будет интересна как детям, так и родителям. Поможет ответить на вопрос о том, как выбрать профессию.

  • Гид по выбору карьеры. Иллюстрированное руководство по выбору профессии. А. Меркурьева 

Построена по принципу: отрасль — основные и смежные профессии. Какие навыки нужны и как строить карьеру. В книге собраны более 200 престижных и востребованных профессий.

  • Вы приняты! Как получить работу мечты, если у вас нет опыта. Тристрам Хоули

Книга для старшеклассников и студентов.

  • ОК, что дальше?! Как превратить мечту в профессию? Жаббаров Т. и др.

Рабочая тетрадь с вопросами, ответами, тестами и ссылками на полезные сайты.

  • Чего ты по-настоящему хочешь? Как ставить цели и достигать их. Бэтчел Беверли

Книга о целях, мечтах и их реализации. Написана легко, с вопросами, заданиями и историями школьников. Расскажет детям о том, как выбрать профессию.

Вы прочитали материал о том, как выбрать профессию. Возможно, вам будет интересно:

  • Фильмы для подростков
  • Церковь и подростки: параллельные миры

Источник: https://www.pravmir.ru/kak-vybrat-professiyu/

Как выбрать профессию: советы и рекомендации для школьников и взрослых

Выбор профессии: призвание или необходимость?

Добрый день, друзья! Сегодня поговорим о том, как выбрать профессию – в первый или очередной раз. Обсудим основные факторы, влияющие на самоопределение, рассмотрим некоторые профориентированные методики и, как всегда, поможем добрым советом.

Оглавление

Выбор профессии – дело трудное, но важное. От этого зависит:

  • личный комфорт,
  • вектор саморазвития,
  • материальное благосостояние,
  • окружение.
Ваша работа
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: