Ухтомский Алексей Алексеевич

Ухтомский А. А. (1875-1942), Вослома-Ленинград

Ухтомский Алексей Алексеевич
Ухтомский А. А.

Алексей Алексеевич Ухтомский – выдающийся физиолог, ученый, исследователь мышечной и нервной систем, а также органов чувств, родился в 1875 году 25 июня (13 по стар. ст.

) в семье отставного военного Алексей Николаевича Ухтомского, в родовом поместье князей Ухтомских, род которых начался с Рюриковичей. Поместье находилось в сельце Вослома Рыбинского уезда.

Достаточных сведений нет, но по какой-то причине годовалого Алексея родители отдали на воспитание тетке по линии отца, в Рыбинск.

Анна Николаевна была женщиной религиозной и в таких же традициях воспитывала племянника. Достаточно сказать, что обучение грамоте и чтению она преподавала Алексею по «Житиям святых», тем самым преследуя попутно цель нравственного воспитания ребенка.

Кроме того, примерами поступков выдающихся людей ей удалось заложить довольно высокую планку, ниже которой Ухтомский, конечно, в дальнейшем уже просто не мог действовать, руководствуясь только высокими идеалами и благородными целями. В итоге, к моменту дальнейшего обучения без участия тетки Ухтомский вырос человеком цельным, чуждым лени, с большим интересом к отдельному человеку, готовым к великим свершениям.

2. Образование

В 1888 году по настоянию отца, требующего продолжения семейных традиций, Ухтомский поступил в Нижегородский кадетский корпус. Встреча в этот период времени с преподавателем математики И. П.

Долбней стала решающей для молодого человека: на своих занятиях профессор увлек Ухтомского существующими на тот момент проблемами естествознания.

В этот период Ухтомский знакомится с книгами прославленных мыслителей, философов, не зацикливаясь исключительно только на физико-математических дисциплинах. Ухтомский А. А. студент.

По окончании обучения в 1894 году Ухтомский, уступив влиянию брата, поступает на словесное отделения в Московскую духовную академию. Все это время рядом с ним (вплоть до 1941) прожила домоправительница Надежда Ивановна Бобровская, благодаря ее стараниям ученый был освобожден от решения бытовых вопросов.

3. Первый шаг в науку

Однажды во время обучения в духовной академии Ухтомский А. поселился в Ярославском сумасшедшем доме, где прожил среди душевнобольных людей, в итоге, полтора месяца. Это было время наблюдения и переосмысления, позже Ухтомский скажет, что эти полтора месяца — лучший период его жизни.

Наблюдая за пациентами, Ухтомский пришел к мысли, что человеческий разум не ограничен и каждая личность по-своему уникальна. Спустя время эти тезисы легли в основу диссертации ученого «Космологические доказательства Бытия Божьего».

В ходе размышлений Ухтомский решает понять, каким образом складываются естественнонаучные основы нравственного поведения людей. Целью его становится изучение физиологии головного мозга и нервной деятельности. Ухтомский А. А.

с сотрудниками

Став кандидатом богословия, Ухтомский отказывается от церковной карьеры. При этом лично для себя он выбирает служение православному старообрядчеству.

На это решение, очевидно, повлияло то, что детство Алексей Алексеевич провел в окружении старообрядцев, плотно населявших тогда Рыбинск.

Ухтомский сознательно отказывается от телефона, транспорта и прочих прогрессивных достижений своего времени , при этом взял за правило повсеместно безвозмездно помогать нуждающимся.

Задавшись целью заняться в дальнейшем естественными науками, Ухтомский, тем не менее, не мог этого сделать, т.к. полученное ранее духовное образование тому препятствовало.

Тогда Алексей Алексеевич поступил так: он поступил вольнослушателем в Санкт-Петербургский университет на Восточный факультет, где за год изучил древнееврейский язык, а уже со следующего курса перевелся на физико-математический факультет, получив возможность, наконец, изучать физиологию. Так, безболезненно обойдя вышеобозначенный запрет, молодой ученый продвинулся к своей цели.

5. Доминанта Ухтомского

В 1902 году Ухтомский начинает стажироваться при профессоре Введенском Н. Е., вместе с ним он ведет работу над рефлексами антагонистов.

https://www.youtube.com/watch?v=L1D3Bd5_t6c

В 1904 году Ухтомский работает над опытом Введенского с собакой. И во время одного из экспериментов он видит, что в момент опорожнения кишечника собака, если почесать ей лапу, начинает сильнее опорожняться.

Это наблюдение дало ученому основание предположить, что в мозгу человека имеется некий очаг, названный Ухтомским позже доминантой, который концентрирует силы организма. Доминанта, собирая посторонние сигналы, подпитывается ими.

И главный вывод, сделанный в дальнейшем ученым, заключается в том, что именно доминанта определяет жизнь и деятельность отдельно взятого человека.

В 1911 году Ухтомский защитил диссертацию, в которой впервые изложил принцип доминанты, ставшим результатом его пятилетних наблюдений.

Другим ключевым выводом ученого стало положение о том, что человеку не следует замыкаться на самом себе, ведя только внутренние монологи («беседа с Двойником» в терминологии Ухтомского).

Чтобы понять мир, нужно хотя бы иногда «работать» на собеседника, т.е. «включать»  «доминанту на другого». К такому выводу Ухтомский пришел также, исходя из собственного опыта.

На одном из вечеров Алексей Алексеевич познакомился с Варварой Александровной Платоновой, и на протяжении 35 лет он вел с ней переписку. Письма его к Варваре Александровне имели форму исповеди, но вполне светского содержания.

Доверительное общение с неглупым, начитанным человеком, который помимо, собственно, внимания, вникал в суть изложенного собеседником и попутно делал свои замечания, позволяло Ухтомскому, таким образом, отстраниться и взглянуть на ход своих мыслей со стороны.

6. Годы революции

В 1917 году революционные перемены сказались и на Ухтомском. Дом в Рыбинске был национализирован. Сам же ученый был арестован, в связи с якобы неосторожными высказываниями. От расстрела его спасли бумаги из Петросовета, членом которого он был от университета.

В 1922 году после смерти Введенского Ухтомский возглавил кафедру физиологии и животных Петроградского университета. Он по-прежнему много работал и выступал с лекциями, при этом научная деятельность не помешал ему исполнять обязанности старосты Единоверческой церкви. Кроме того Ухтомский мастерски писал иконы и занимался живописью, овладел 7-ю языками и разбирался в политэкономии.

В годы Великой Отечественной войны Ухтомский остался в Ленинграде, здесь он занялся исследованиями по травматическому шоку, сопутствующему военной обстановке. Последней работой ученого стал доклад «Система рефлексов в восходящем ряду». Зачитать его он не успел. 31 августа 1942 года выдающийся русский ученый-физиолог Алексей Алексеевич Ухтомский умер.

Источник: https://kunstru.ru/%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%B8-%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B8/%D1%83%D1%85%D1%82%D0%BE%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%B0/

Ухтомский: князь, ученый, старообрядец

Ухтомский Алексей Алексеевич

Князь из рода Рюриковичей, староста единоверческой церкви и активный деятель православного старообрядчества, он выбрал путь науки и создал прорывное для своего времени учение о доминанте. Алексей Алексеевич Ухтомский, несправедливо забытый современниками, безусловно, был одним из самых выдающихся ученых XX века.

Алексей Ухтомский

Что не говори, а родословная ко многому обязывает. Алексей Ухтомский происходил из рода царской династии Рюриковичей.

Его старший брат Александр впоследствии станет архиепископом Андреем, активным церковным деятелем и миссионером, другом старообрядцев и яростным противником большевиков. На свет Алексей Ухтомский появился 25 июня 1875 года в селе Вослома Ярославской губернии.

В силу занятости матери маленького Алешу отдали на воспитание сестре матери Анне, ставшей, по словам будущего ученого, его «главной спутницей» вплоть до кончины самой тети в 1898 году.

С братом Александром Алексей был очень близок, внимательно прислушивался к мнению старшего сродника и в детстве всюду следовал за ним. Встреча во время путешествия по Волге на теплоходе с праведным Иоанном Кронштадским сильно повлияла на братьев и в тот момент оба они решили посвятить себя Богу.

Александр Ухтомский, непримиримый борец по жизни, в своем упорстве дошел до заветной цели, приняв монашеский постриг. Можно сказать, что и Алексей шел этим путем… но иначе.

Постригшись в «монастырь философии», затворившись в келье науки, русский ученый служил Богу в миру, но жил как монах, скромно, в одиночестве, в праведных трудах.

Ученье – свет

Отец Ухтомского, отставной военный Алексей Николаевич, настоял, чтобы в 1888 сын поступил в Нижегородский кадетский корпус.

Именно здесь и раскрывается подлинная тяга будущего ученого к естественным наукам, раскрытая трудами профессора Ивана Долбни, получившего от благодарного ученика доброе прозвище «учитель мысли».

Несмотря на то, что Долбня был математиком, широкий кругозор преподавателя взрастил в Алексее Ухтомском интерес к философии, психологии и литературе. Аристотель, Декарт, Гегель, Ницше и Кант раскрывали в Ухтомском мыслителя.

Родной брат и «учитель мысли» подвигли Алексея в 1894 году поступить в Московскую духовную академию. Сам ученый вспоминал академические годы как одни из самых счастливых, ведь именно здесь пытливый ум насыщался глубокими знаниями о Боге и получал питательную пищу для размышлений, а также закладывались мировоззренческие основы взглядов Ухтомского.

Алексей защитил диссертацию на тему «Космологические доказательства Бытия Божия». Каждый человек уникален, его мозг имеет безграничные возможности… Это слова западного бизнес-тренера? Нет, это теория, которую гораздо раньше открыл Алексей Ухтомский, доказал впоследствии научно, да еще и с точки зрения Бога.

Ученого беспокоили нравственные причины поведения людей, он пытался понять, что есть грех с точки зрения физиологии, процессов, происходящих в человеке и видимых «глазом немощной науки».

Почему одни люди поступают так, а другие иначе? Эти вопросы стали ключевыми в изысканиях Алексея Ухтомского, и в поисках ответов на них в течение всей жизни ученый добился потрясающих результатов.

Выпускник семинарии отказывается от открывшейся после окончания учебы церковной карьеры и принимает решение посвятить себя науке.

Однако это вовсе не означало разрыва с религиозной жизнью – напротив, ищущий глубины, Ухтомский приобщается к православному старообрядчеству – единоверию, памятуя о тесной связи своего рода с древнерусской церковной традицией.

Вослома, родовое село князя, было издавна населено старообрядцами Филипповского согласия, и их верность религиозным убеждениям, благочестие, кротость и мерность не могли не производить на Алексея Алексеевича доброго впечатления.

Православный старообрядец

Начало XX века кипело, как котел неотвратимых перемен, и новое в жизни России касалось и жизни церковной. В 1912 году в Санкт-Петербурге состоялся I Всероссийский съезд православных старообрядцев (единоверцев).

Князь Алексей Ухтомский, к тому времени защитивший магистерскую диссертацию по теме «О зависимости кортикальных двигательных эффектов от побочных центральных влияний», где впервые выразил принцип доминанты, стал одним из членов исторической встречи, поистине, по масштабу, числу участников и их званиям претендовавший на целый Собор.

Ухтомский выступал с докладом о церковном пении, однако, как и подобает великому человеку, охватывал более широкие вопросы церковной жизни.

«Именно в родной церковной обстановке должны коваться молитвенные кадры, создающие в храме необходимую для верующих атмосферу, а никак не в консерваториях и на концертных площадках»

Алексей Алексеевич говорил о невозможности разрыва обучения знаменному пению без клироса.

Именно «в родной церковной обстановке» должны коваться молитвенные кадры, создающие в храме необходимую для верующих атмосферу, а никак не в консерваториях и на концертных площадках.

Радея за сохранение святоотеческого Предания, Ухтомский утверждал, что исполнение устава церковного есть насущное дело и послушание, в которых кроется могучая духовная сила:

«Церковный устав создан не кем-нибудь, а поколениями христианских подвижников, великими церковными художниками и творцами на протяжении веков, начиная с апостольских времен. Здесь говорит нам не единоличная мудрость и не случайное вдохновение отдельного человека… но говорит Церковь за несколько веков своего бытия».

Второй единоверческий съезд также стал местом активной деятельности Алексея Ухтомского, и среди других кандидатов на Поместном Соборе Русской Церкви 1917-1918 годов он даже рассматривался как кандидат в единоверческие епископы. В ставшей ему родной Никольской церкви в Санкт-Петербурге Ухтомский был избран старостой, коим и был вплоть до своей кончины.

«Доминанта души – внимание духу»

С 1911 года Алексей Ухтомский на практике реализует давние чаяния о желании разобраться в душе человеческой в естественнонаучной плоскости.

Открытый ученым принцип доминанты являл собой теорию, согласно которой объяснял поведение и психические процессы человека.

Название было взято, по признанию самого Ухтомского, у Рихарда Авенариуса из его книги «Критика чистого опыта». А вот как толковал ученый новый закон:

«Доминанта… более или менее устойчивый очаг повышенной возбудимости центров, чем бы он ни был вызван, причем вновь приходящие в центр возбуждения сигналы служат усилению… возбуждения в очаге, тогда как в прочей центральной нервной системе широко разлиты явления торможения»

«Поведение человека, образ мысли, поступки можно моделировать, и бытие человека – это не процесс механического проживания, но труд, усилие, результатом которого могли бы стать смена убеждений и перемена ума»

Иными словами, доминанта есть временно господствующий в центральной нервной системе очаг возбуждения, создающий скрытую готовность организма к определенной деятельности при торможении других рефлекторных актов.

Ухтомский считал, что поведение человека, образ мысли, поступки можно моделировать, и бытие человека он рассматривал не как процесс механического проживания, довольствуясь наследственностью воспитанием, но как труд, усилие, результатом которого могли бы стать смена убеждений и… перемена ума! Фактически ученый князь говорил именно об этом, он действовал на стыке православной веры и светской науки и лишь раскрывал, описывал понятным человеку языком принципы устройства нервной системы.

«Каковы доминанты человека, таков и его интегральный образ мира, а каков интегральный образ мира, таково поведение, таковы счастие и несчастие, таково и лицо его для других людей» – эти слова академика как калька с евангельских «Если око твое будет чисто, то и все тело будет светло» (Мф. 6, 22).

Очень схожими были слова Ухтомского о «законе заслуженного собеседника»:

«Каждый видит в мире и людях то, чего искал и чего заслужил. И каждому мир и люди поворачиваются так, как он того заслужил».

Ухтомский считал, что доминанта – это не отдельное явление, но комплекс процессов, происходящих в организме человека: в мышцах, сосудах, секреторной работе. Добродетель или грех, проникшие в человека, безусловно, отражаются на всем внешнем облике и внутренних процессах, на здоровье и физическом состоянии, настроении.

Выводы Ухтомского свидетельствовали о том, что доминанты человека оказывали влияние и на науку, будучи прежде всего субъективным восприятием конкретных исследователей.

В конечно счете князь говорил о цельности бытия, подтверждаемой доминантой, когда христианская вера и наука должны действовать сообща, не в противоречии:

«Два пути… мысли известны мне и современному мне человечеству…: первый… – путь христианской и святоотеческой философии; второй – в науке, который есть метод по преимуществу».

Монах в миру

Именно так говорил о себе сам Алексей Ухтомский. Одной из важных мыслей, продвигаемых ученым и в своих исследованиях, и в лекциях студентам, был завет Любви Христовой. Служить другим, научиться ставить себя на место другого человека, понимать его, руководствоваться в общении, отношении и поступках принципом взаимного уважения.

Алексей Алексеевич пережил революцию, гражданскую войну, арест за религиозную пропаганду, угрозу расстрела. Талантливейший среди русских людей своего времени, он был очень скромен, несмотря на высокую мысль и широкий кругозор. В заключении на Лубянке Ухтомский читал сокамерникам лекции по физиологии. Князь владел семью языками, писал иконы, играл на скрипке.

В 1935 году стал действительным членом Академии наук СССР. В 1941 году встретил блокаду в Ленинграде, отказавшись от эвакуации. Ученый руководил исследованиями по травматическому шоку, так нужными полевой медицине в условиях тяжелых боевых действий. Алексей Алексеевич сильно заболел, у него был диагностирован рак пищевода, на левой ступне обнаружена гангрена.

Раб Божий Алексей был найден мертвым в своей квартире 31 августа 1942 года со скрещенными на груди руками и зажатой в них Псалтырью.

Психология XXI века, по мнению современников Ухтомского, неизбежно должна основываться на принципах доминанты, заложенных ученым. Его способность смотреть в будущее, опережающая современность, потрясала.

Вместе с тем Алексей Алексеевич воодушевлял людей вокруг духом Любви и Свободы, переводя вечные истины на язык времени. Он был идеалистом, не стеснялся этого и уверял, что высота внутренней планки есть необходимый залог роста человека.

Именно уровень его идеалов будет формировать полноценную и наполненную жизнь, за которую в итоге не будет «мучительно больно».

Алексей Алексеевич Ухтомский, для многих до сих пор не открытый, был тем ученым, который при всей масштабности своей научной фигуры оставался верным Богу и, более того, ставил Творца в центр собственной жизни.

Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)31

Источник: https://pravoslavie.fm/russian/uhtomskiy-knyaz-uchenyiy-staroobryadets/

Доминанта Ухтомского

Ухтомский Алексей Алексеевич

Великий физиолог Алексей Ухтомский вошёл в историю психологии как автор учения о доминанте, фундаментальном аспекте поведения человека.

До Ухтомского считалось, что поведение человека определяется простым принципом: «Стимул – реакция». То есть почувствовал голод – поел, почувствовал жажду – выпил.

Но оказалась не всё так просто.

Доминанта – это устойчивый очаг повышенной возбудимости в мозге, который усиливает одну мысленную активность и тормозит все прочие.

Например, если перед малышом громко хлопнуть в ладоши, то он испугается, но если он в данный момент сосёт грудь, то он не испугается, а начнёт сосать активнее.

Явление доминанты есть не только у человека. Оно присутствует у всех животных, имеющих нервную систему.

Почему понимать принцип доминанты важно любому человеку?

Надоедливая песенка

Ты не можешь жить без риска,
кровь взбодрит тебе сосиска.

Из рекламы

В простейшем случае доминанта выглядит в виде навязчивого желания повторять какую-нибудь мелодию или рекламный слоган.

Как только в компании кто-то скажет: «Сделай паузу…», как тут же кто-то добавит: «… скушай Твикс!»

Особенно интересный эффект бывает, когда человеку не понравилась какая-то мелодия, но она постоянно играет в его голове. И он не может избавиться от этой мелодии никакими усилиями.

Казалось бы, человек властен над своими мыслями. Отнюдь.

Явление доминанты властвует над человеком. Если брать глубже, то все мысли, желания и чувства человека подчинены доминанте, то есть некоторому устоявшемуся убеждению, через которое он сейчас воспринимает мир.

То есть если вы прямо сейчас расстроены, то всё ваше восприятие мира будет выискивать в окружающей среде подтверждения того, что всё плохо. И наоборот.

Обычный дождь в зависимости от доминанты будет восприниматься совершенно по-разному.

Сравните описание дождя у Осипа Мандельштама:

«Дождик ласковый, тихий и тонкий,
Осторожный, колючий, слепой,
Капли строгие скупы и звонки
И отточен их звук тишиной».

И стихотворение «Перед дождём» Николая Некрасова:

«Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет тёмный лес.

На ручей, рябой и пёстрый,
За листком летит листок,
И струёй сухой и острой
Набегает холодок».

Поэты выразили совершенно разные оттенки чувств, которые вызвал у них дождь.

Ваш поток чувствования жизни полностью определяется той доминантой, которая сейчас правит вашей душой.

Если прямо сейчас вами овладели чувства тоски и безысходности, то вряд ли вам понравится весёлая шутка. Вы посчитаете эту шутку глупой и неуместной. Даже невинный комплимент, сделанный вам, вы сочтёте издевательством.

Душа, как расстроенная гитара, при попытке исполнить любую мелодию будет извергать только какофонию звуков.

Не понимая принцип доминанты, люди часто пытаются всячески выражать свои претензии к миру, думая, что какое-либо внешнее событие обрадует их и изменит жизнь к лучшему. Не обрадует и не изменит. Потому что доминанта вывернет любое событие так, чтобы оно подтвердило доминанту.

Психиатр Михаил Буянов привёл следующий пример всевластья доминанты: девушка решила, что у неё что-то не так с формой ушей, и дальше она пишет:

«Больше всего меня расстраивают уши, я их ненавижу за форму и величину. Все время о них думаю. Даже мерещится постоянно что-то об ушах — моих, конечно. Слушаю, допустим, песню Высоцкого «Спасите наши души», воспринимаю как «Спасите мои уши».

Я уже несколько раз обращалась к косметологам, но те утверждают одно и то же: дескать, уши абсолютно нормальные и нечего дурака валять. А не нравится — обратись к психиатру, он тебе живо мозги на место поставит.

В общем нигде ни сочувствия, ни утешения. Поначалу я думала, что все косметологи, у которых я консультировалась, сговорились: никто не хотел меня всерьез выслушать, а потом поняла, что никакого сговора нет».

Понимать явление доминанты полезно также при анализе поведения других людей. Ведь они тоже следуют своей доминанте, как трамвай следует по рельсам.

Ухтомский писал:

«… трагизм в том, что человек сам активно подтверждает и укрепляет в других то, что ему в них кажется: а кажется в других то, что носишь в себе самом. Проходит мимо Красота и Чистота, а люди усматривают грязь, ибо носят грязь в себе».

Поэтому когда вас ругают, это совершенно необязательно связано с вами. Может, человек просто выливает на вас избыток своей душевной грязи. А ваша реакция будет определяться вашей доминантой.

Если вы себя ненавидите, то критика подтвердит это. Если же вы себя любите, то чужая грязь к вам не пристанет.

Душевная настройка

Очень понравилась ваша идея с негром.
А можно убрать негра?

Из переписки с заказчиком

Можно ли поменять доминанту?

Ответ на этот вопрос таков: теоретически поменять доминанту можно, но фактически очень трудно.

Трудность заключается в том, что само восприятие проблемы тоже окрашивается доминантой. Например, у человека депрессия, то есть он воспринимает свою жизнь как скопище неразрешимых проблем.

Если он попытается бороться с депрессией, то ему также будет казаться, что депрессия – это тоже неразрешимая проблема. Поэтому он ничего делать и не будет.

Ухтомский писал, что для изменения доминанты необходимо «систематическое недоверие к себе, своим оценкам и своему пониманию».

То есть ключ к изменению доминанты состоит в том, что вы начинаете сомневаться в своих убеждениях. Постоянно подвергаете их пересмотру. Пытаетесь найти другое, альтернативное восприятие ситуации.

Например, коллега как-то грубо ответил вам. Можно воспринять это как неуважение к вам. Но лучше попробовать перебрать варианты:

  • Возможно, коллега не в духе.
  • Возможно, у него что-то болит.
  • Возможно, он неправильно вас понял.

Когда вы начинаете смотреть на вещи шире, то вам открываются самые разные восприятия ситуации. Здесь и кроется ключ к изменению доминанты: если у вас несколько вариантов восприятия ситуации, то гораздо проще поменять настроение, чем если у вас только одно, причём упёртое мнение.

Кстати, на этом принципе строится весь научный метод. Учёный никогда не полагается на один эксперимент, пусть и самый убедительный. Научное познание – это процесс постоянного выдвижения разных гипотез, пока целый ряд экспериментов не подтвердит одну их них. И только со временем эта гипотеза станет признанной теорией.

Действуйте так же. Не выносите поспешных суждений. Смотрите на вашу жизнь с разных сторон. Ищите разные толкования того, что с вами происходит. Не зацикливайтесь на одном взгляде.

Например, вы считаете, что вы полный лузер и у вас ничего не получается. Точно ничего? Совсем ничего? Даже яичницу приготовить не можете? Если можете, то уже не полный лузер.

Поищите то, что у вас получается. Начните с этого, и уже доминанта лузера над вами властвовать не будет.

Не говорите, что мир катится не туда.
Возможно, это вы сбились с дороги.

Если вы хотите узнать, как работает ваш интеллект, рекомендую прочитать мини-книгу «Самое важное о вашем интеллекте».

Из книги вы узнаете:

  • Главный принцип работы интеллекта
  • Единственный способ достичь успеха в любой области
  • Как ваш интеллект влияет на вашу жизнь?
  • Как связаны интеллект и здоровье?
  • Чем на самом деле думает человек?
  • Как стать гением в любой области

Чтобы получить книгу бесплатно, нажмите на ссылку ниже: https://sheremetev.aoserver.ru/?r=ac&id=8487&lg=ru

Источник: https://zen.yandex.ru/media/sheremetev/dominanta-uhtomskogo-5dfcea88027a1500b1ef0f7b

Ухтомский Алексей Алексеевич

Ухтомский Алексей Алексеевич

УХТОМСКИЙ Алексей Алексеевич(1875—1942) — российский физиолог,создатель учения о доминанте как главномпринципе работы нервных центров и орга­низации поведения. Профессор (1919),чл.-кор. АН СССР (1932), д. чл. АН СССР(1935).

Биография

В 1898 г. защитил канд. дис. по бо­гословию. С 1899 по 1906 г. обучался в Санкт-Петербургском ун-те сначала язы­кознанию, затем естественным наукам.С 1902 г. работал на ун-тской кафедре физиологии у проф. Н.Е. Введенского. С 1912 г. — приват-доцент, с 1919 г. — профессор ун-та. В 1920 г.

— заведует фи­зиологической лабораторией в Петер­гофском естественнонаучном ин-те. С 1925 по 1929 г. — руководит биологичес­ким отделением Ленинградского ун-та. В 1935 г. основал и возглавил Физиологи­ческий ин-т при Ленинградском ун-те. В 1937 г У.

— руководитель электрофизиологической лаборатории АН СССР.

Научный вклад

В

своих научных исследованиях развивалидеи И. М. Сеченова о биологическом исистемном характере нервно-психическихактов, выдвинул учение о доминанте, ко­торое противопоставлялось воззрению намозг как на комплекс рефлекторных дуг.Согласно У.

, каждый наблюдаемый двига­тельный эффект определяется характеромдинамического взаимодействия корковыхи подкорковых центров, актуальными по­требностями организма, историей орга­низма как биологической системы. Мозгследует рассматривать как орган «предуп­редительного восприятия, предвкушенияи проектирования среды». Для доминан­ты характерна инертность, т. е.

склон­ность поддерживаться и повторяться,когда внешняя среда изменилась и раз­дражители, некогда вызывавшие эту до­минанту, более не действуют на ЦНС.Инертность нарушает нормальную регу­ляцию поведения, когда становится ис­точником навязчивых образов и галлю­цинаций, но она же выступает в качествеорганизующего начала интеллектуальнойактивности. У.

была выдвинута концеп­ция «оперативного покоя», понимаемогоне как бездеятельность организма, а каксостояние, при котором он удерживаетнеподвижность с целью детального рас­познавания среды и адекватной реакциина нее. Механизмом доминанты У. объяс­нял широкий спектр психических актов:внимание, предметный характер мышле­ния. Это «разделение среды на предметы»У.

трактовал как процесс, состоящий изтрех стадий: укрепление наличной доми­нанты; выделение только тех раздражите­лей, которые являются для организмабиологически интересными; установле­ние адекватной связи между доминантой(как внутренним состоянием) и комплек­сом внешних раздражителей. У.

считал,что наиболее детально, отчетливо и проч­но закрепляется в нервных центрах то, чтопереживается эмоционально (радость,гнев и др.).

В физиологическом плане это­му соответствует повышенная мобиль­ность нервных элементов, обусловленнаядеятельностью вегетативной и эндокрин­ной систем, выступающая предпосылкойболее прочного запечатления внешнихвоздействий и их адекватного воспроизве­дения. Эти выводы У., явившиеся обоб­щением большого экспериментально-фи­зиологического материала, широко ис­пользуются в современной психологии,медицине и педагогике. У. изучал такжевозможности использования психоанали­за, в том числе в плане его взаимодействияс физиологией НС.

Библиография работ

В 1928 г. опубликовалкнигу «Психоанализ и физиологическаятеория поведения», в которой проанализи­ровал некоторые реальные и потенциаль­ные возможности психоанализа. Основ­ные труды У.

: «Доминанта как рабочийпринцип нервных центров», 1923; «Пара­биоз и доминанта». Л., 1927; «Физиологиядвигательного аппарата, Л., 1927; «Очеркфизиологии нервной системы», Л., 1945;«Собрание сочинений», т.

1-4, 1945—51.

Ухтомский А.А. на Карте истории российской психологии

Идёт загрузка карты…

{“markers”:[{“pos”:[{“lat”:59.9417301,”lon”:30.296833}]},{“pos”:[{“lat”:59.9417301,”lon”:30.296833}],”title”:”\u003Cp\u003E\u003Ca href=\”/index.

php?title=%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82\u0026amp;action=edit\u0026amp;redlink=1\” class=\”new\” title=\”\u0421\u0430\u043d\u043a\u0442-\u041f\u0435\u0442\u0435\u0440\u0431\u0443\u0440\u0433\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u0443\u043d\u0438\u0432\u0435\u0440\u0441\u0438\u0442\u0435\u0442 (\u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u0438\u0446\u0430 \u043d\u0435 \u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0443\u0435\u0442)\”\u003E\u0421\u0430\u043d\u043a\u0442-\u041f\u0435\u0442\u0435\u0440\u0431\u0443\u0440\u0433\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u0443\u043d\u0438\u0432\u0435\u0440\u0441\u0438\u0442\u0435\u0442\u003C/a\u003E\u003C/p\u003E”,”text”:”\u003Cp\u003E\u041c\u0435\u0441\u0442\u043e \u0443\u0447\u0435\u0431\u044b \u003Cstrong class=\”selflink\”\u003E\u0410.\u0410. \u0423\u0445\u0442\u043e\u043c\u0441\u043a\u0438\u0439\u003C/strong\u003E,\u003Cbr /\u003E\u003Cbr /\u003E \u041c\u0435\u0441\u0442\u043e \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u044b \u003Cstrong class=\”selflink\”\u003E\u0410.\u0410. \u0423\u0445\u0442\u043e\u043c\u0441\u043a\u0438\u0439\u003C/strong\u003E\u003C/p\u003E”},{“pos”:[{“lat”:59.8953647,”lon”:29.8222828}],”title”:”\u003Cp\u003E\u003Ca href=\”/index.php?title=%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%BE%D1%84%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%82\u0026amp;action=edit\u0026amp;redlink=1\” class=\”new\” title=\”\u041f\u0435\u0442\u0435\u0440\u0433\u043e\u0444\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0435\u0441\u0442\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u043d\u0430\u0443\u0447\u043d\u044b\u0439 \u0438\u043d\u0441\u0442\u0438\u0442\u0443\u0442 (\u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u0438\u0446\u0430 \u043d\u0435 \u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0443\u0435\u0442)\”\u003E\u041f\u0435\u0442\u0435\u0440\u0433\u043e\u0444\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0435\u0441\u0442\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u043d\u0430\u0443\u0447\u043d\u044b\u0439 \u0438\u043d\u0441\u0442\u0438\u0442\u0443\u0442\u003C/a\u003E\u003C/p\u003E”,”text”:”\u003Cp\u003E\u041c\u0435\u0441\u0442\u043e \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u044b \u003Cstrong class=\”selflink\”\u003E\u0410.\u0410. \u0423\u0445\u0442\u043e\u043c\u0441\u043a\u0438\u0439\u003C/strong\u003E,\u003Cbr /\u003E\u003Cbr /\u003E \u041c\u0435\u0441\u0442\u043e \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u044b \u003Cstrong class=\”selflink\”\u003E\u0410.\u0410. \u0423\u0445\u0442\u043e\u043c\u0441\u043a\u0438\u0439\u003C/strong\u003E\u003C/p\u003E”}],”bounds”:{“ne”:{“lat”:59.9417301,”lon”:30.296833},”sw”:{“lat”:59.8953647,”lon”:29.8222828}}}

Ухтомский Алексей Алексеевич

Ссылки

И.М. Кондаков, М.Г. Ярошевский . Ухтомский Алексей Алексеевич // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. – С. 484-485

Источник: http://hist-psy.ru/index.php/%D0%A3%D1%85%D1%82%D0%BE%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

Доминанты Ухтомского. Голос нейрофизиолога прошлого как никогда актуален

Ухтомский Алексей Алексеевич

Сайт «Однажды в Рыбинске» рассказывает удивительно актуальную в эти дни всеобщего вирусного помешательства биографию князя Алексея Алексеевича Ухтомского – выдающегося ученого, прямого потомка Рюриковичей, «друга старообрядцев», сознательно перешедшего в единоверие после обучения в духовной семинарии и положившего начало значимому принципу нейрофизиологии и психологии.

Его родной брат, епископ Андрей (Ухтомский), после долгих поисков «ушедший в раскол», также являлся выдающейся личностью, но это предмет большого отдельного рассказа, который неплохо описан тут.

Приводим рассказ об ученом-монахе Алексее Ухтомском с дополнительными вставками, коих в сети немало. Выглядит учение и сама биография как никогда актуальным в наши неспокойные дни.

Все, кто живет в Рыбинске, рано или поздно слышат об академике Ухтомском. Да и как иначе? Такими людьми мог бы гордиться любой город. Все, начиная с родословной Алексея Ухтомского и заканчивая научными трудами в области физиологии, несет в себе местный патриотизм. Краеведческую гордость, если хотите.

https://www.youtube.com/watch?v=L1D3Bd5_t6c\u0026list=PLRwYzirgUmvbNNirXlUFO1ol3cFvAOzi5

Его называли «монахом в миру» — аскетизм и науку он предпочитал радостям обычной жизни. «Нутро мое предчувствует многие беды», — признавался он накануне революции в письме своему другу Варваре Платоновой.

«Более испоганить нашу Русь уже нельзя, — читаем в другом письме уже 1917 года. — Русь перестала быть Святою, она покрыта нечистотою с головы до ног, она стала блудницею, она бесновата, опозорена, искажена…».

…Он родился 13 (25) июня 1875 года в селе Вослома Рыбинского уезда в родовом поместье князей Ухтомских (Рюриковичей) и стал прямым потомком Юрия Долгорукова в 23-м колене.

Отец — отставной военный, мать — урожденная Анфимова.

Кроме Алексея и умерших еще в младенчестве двух братьев, у них были дочери Мария и Елизавета и старший сын Александр, впоследствии еписком Андрей, личность, достойная отдельного описания.

Буквально через год после рождения Алексея передали на воспитание тетке в Рыбинск. Сестра отца Анна Николаевна, по словам будущего ученого, была ему «главной воспитательницей и спутницею вплоть до ее кончины в 1898 году». В Рыбинске Алексей учился в классической гимназии.

В 1888 году, не окончив полного курса гимназии, по настоянию отца и матери он поступил в Нижегородский кадетский корпус, где уже учился его старший брат. В корпусе проявился его интерес к науке. Помог в этом Иван Долбня — преподаватель математики, знакомивший учеников с широким спектром проблем естествознания. Позже Ухтомский назовет его «учителем мысли».

В кадетском корпусе Ухтомский увлекся не только физико-математическими дисциплинами, но и философией, психологией, этикой и литературой. К 18 годам он уже хорошо был знаком с трудами Аристотеля, Декарта, Спинозы, Фейербаха, Джемса, Гегеля, Ницше, Канта и других ученых и философов.

В 1894 году Алексей Ухтомский поступил на словесное отделение Московской духовной академии, где уже три года учился его старший брат. Этому решению предшествовала случайная встреча с Иоанном Кронштадтским на волжском пароходе, когда мать везла сыновей на каникулы в родовое поместье. После долгих бесед с Иоанном Кронштадтским Александр и Алексей приняли одинаковое решение стать священниками.

Годы, проведенные в Духовной академии, Ухтомский считал счастливейшими для своего духовного совершенствования. Тема его диссертации — «Космологическое доказательство Бытия Божия». В ней выдвигается тезис о неограниченных возможностях человеческого разума, об уникальности каждой личности.

В академии у Ухтомского появляется идея выявить естественнонаучные основы нравственного поведения людей, найти физиологические механизмы, с помощью которых складывается и развивается все разнообразие человеческой личности. Ухтомский становится кандидатом богословия.

Окончив академию, он, в отличие от брата, отказывается от церковной карьеры и переходит в православное старообрядчество, так как имение Ухтомских Вослома всегда было населено старообрядцами-филипповцами.

С 1899 года Ухтомский был вольнослушателем на Восточном факультете Санкт-Петербургского университета, где овладел древнееврейским языком. А на следующий год он стал студентом физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета. Началось время физиологии.

В 1902 году начал специализацию при профессоре Н.Е. Введенском. С 1909 года вел с ним совместную работу над рефлексами антагонистов.

https://www.youtube.com/watch?v=L1D3Bd5_t6c

В 1911 году Ухтомский защитил магистерскую диссертацию по теме «О зависимости кортикальных двигательных эффектов от побочных центральных влияний», в которой изложил результаты пятилетних опытов. В ней был впервые выражен принцип доминанты.

Ухтомский хотел обосновывал схему физиологических процессов, которые объясняли бы идею развития организма, описание его направленного активного поведения и способы волевого регулирования этих процессов человеком, ведь доминанта присуща всем живым организмам, но лишь человек может взять ее под контроль.

После защиты диссертации в течение пяти лет он читал курс лекций в Психоневрологическом институте (ныне медицинский университет имени И.И. Мечникова).

А в декабре 1917 года, после участия в Поместном соборе, Ухтомский уехал в Рыбинск, где прожил в родном доме почти весь 1918 год. Время проводил за чтением религиозной литературы и работой на земле.

В конце 1918-го дом был национализирован. Затем здесь провели обыски и изъяли часть вещей.

https://www.youtube.com/watch?v=-inD5EiX_HM\u0026list=PLRwYzirgUmvbNNirXlUFO1ol3cFvAOzi5

Охранительные бумаги университета и Петросовета, членом VI созыва которого он был избран от университета, помогли Ухтомскому оставить за собой две комнаты в доме — «по размеру и характеру не являющиеся буржуазными».

Но уже 30 ноября 1920-го он был арестован, по его признанию, из-за неосторожности при разговорах в научном обществе. Та же бумага от Петросовета спасла его от немедленного расстрела, и Ухтомский был отправлен в Ярославский политический изолятор, затем в Москву в особое отделение ВЧК на Лубянке.

В заключении он читал сокамерникам лекции по физиологии. В конце января 1921 года благодаря хлопотам друзей-ученых был освобожден с сохранением за ним бывшего дома и возвращением вещей.

Однако в Рыбинск больше не вернулся. Хотя возможности были. Летом 1926 года рыбинский краевед Алексей Золотарев предложил ему выступить в Рыбинске с лекцией о доминанте.

Однако Ухтомский ответил отказом, причины которого изложил в письме:

«Я не очень ясно представляю себе ту рыбинскую аудиторию, перед которой мне пришлось бы сейчас говорить.

Аудитория Рыбинска, с которой мне хотелось бы говорить, частью лежит на дорогих мне кладбищах, частью задавлена «большинством», настроенным для меня чуждо, частью же не народилась.

Поэтому пока я не уверен в том, чтобы было полезно говорить до конца! Об этом говорит мне сам принцип доминанты: господствующее настроение найдет возможность питаться и на счет чужих для себя импульсов, пока не изживет себя в своем собственном самоутверждении».

После смерти Введенского он принял под свое начало кафедру физиологии человека и животных Петроградского университета.

Тогда же начал публичные выступления с обоснованием принципа доминанты как нового учения о работе мозга, сделал доклад на II Всесоюзном съезде психоневрологов и физиологов нервной системы, на котором выдвинул принцип доминанты как один из основных факторов центральной иннервации.

С 1935 года Ухтомский был директором основанного им Института физиологии ЛГУ, руководителем электрофизиологической лаборатории АН СССР, заведующим биологическим отделением Ленинградского университета. В 1931-1938 годах — президентом Ленинградского общества естествоиспытателей.

Кроме университета, преподавал физиологию в Институте Лесгафта, в психоневрологическом институте и на рабфаке Ленинградского университета. В 1932 году награжден премией имени В.И. Ленина. В 1933-м избран членом-корреспондентом, в 1935-м — действительным членом Академии наук СССР.

Ухтомский владел семью языками, разбирался в богословии, философии, политэкономии, архитектуре, был живописцем и иконописцем, играл на скрипке.

В 1941 году он остался в блокадном Ленинграде, участвовал в организации работы ученых на нужды обороны, руководил актуальными для военного времени исследованиями по травматическому шоку.

Он умер 31 августа 1942 года, не успев прочитать подготовленный за неделю до смерти доклад «Система рефлексов в восходящем ряду». Похоронен на Литераторских мостках.

Доминанта — устойчивый очаг повышенной возбудимости нервных центров, при котором возбуждения, приходящие в центр, служат усилению возбуждения в очаге, тогда как в остальной части нервной системы широко наблюдаются явления торможения

«Сравните ваши переживания, когда вы встречаете вновь в вашей памяти давно знакомый вам образ конуса.

Вы знаете, что кроме известных вам геометрических свойств, в нем не найдете ничего нового, и, использовав его для данного момента, вы откладываете его в склады памяти без всяких перемен.

Конус для вас, так сказать, решенный интеграл, успокоенный, зафиксированный, навсегда однозначный препарат, лишенный всего «субъективного».

Сравните, с другой стороны, ваши переживания, когда после разлуки вы встречаете старого друга.

Все прежние волнения переживаются вновь, жадно избираются новые впечатления, и, когда прежний друг уходит опять, вас удивляет, как образ его переинтегрировался для вас, — от того ли, что вы сами изменились, от того ли, что он оказался теперь не тем, что вы о нем думали. Друг остался для вас волнующим мучительным образом, наполненным «субъективными» оценками.

Старая доминанта возобновляется или для того, чтобы при новых данных обойтись при помощи старого опыта, или для того, чтобы по новым данным переинтегрировать старый опыт».

Алексей Ухтомский, «Доминанта и интегральный образ», 1924

Для Ухтомского доминанта была тем, что определяет направленность человеческого восприятия. Доминанта служила тем самым фактором, который интегрирует ощущения в целую картинку (здесь можно провести параллель с гештальтом). Ухтомский считал, что все отрасли человеческого опыта, в том числе и наука, подвержены влиянию доминант, при помощи которых подбираются впечатления, образы и убеждения.

Чтобы овладеть человеческим опытом, чтобы овладеть самим собою и другими, чтобы направить в определённое русло поведение и саму интимную жизнь людей, надо овладеть физиологическими доминантами в себе самих и окружающих.

— Ухтомский А. А. Доминанта и интегральный образ. — 1924.

Источник: Однажды в Рыбинске

Ухтомский: князь, ученый, старообрядец

Источник: https://starove.ru/izbran/dominanty-uhtomskogo-golos-nejrofiziologa-proshlogo-kak-nikogda-aktualen/

Ваша работа
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: