Субъективный метод оценки работоспособности

Содержание
  1. Психология профессиональной работоспособности
  2.  КЛИКНИТЕ ПО КАРТИНКЕ И УЗНАЙТЕ, КАК  МОЖНО ДОБАВИТЬ ЗДОРОВЬЯ И УДЛИНИТЬ ЖИЗНЬ
  3. Какие показатели самоконтроля являются объективными и субъективными: что относится
  4. Для чего нужен самоконтроль
  5. Субъективные и объективные показатели самоконтроля
  6. Объективные показатели
  7. Функциональное состояние, физическое развитие и подготовленность
  8. Субъективные показатели
  9. Самочувствие, настроение, сон, аппетит и болевые ощущения
  10. Педагогический контроль
  11. Методы оценки физического состояния и подготовленности
  12. Особенности и специфика самоконтроля
  13. 5. Методы оценки технического состояния оборудования
  14. В зависимости от необходимости проведения ТОиР различают следующие виды ТС [2]:
  15. 5.2. Методы оценки технического состояния оборудования
  16. 5.3. Порядок и особенности проведения визуального осмотра оборудования
  17. Таблица 5.1 – Пример каталога (базы данных) описаний неисправностей, дефектов и повреждений
  18. Вопросы для контроля
  19. Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями и спортом
  20. Виды контроля
  21. Объективные и субъективные методы
  22. Самоконтроль спортсмена
  23. Для тех, кто проводит самостоятельные тренировки
  24. Контроль над работой сосудов и сердца
  25. Прочие показатели физиологического развития
  26. Методы самоконтроля функционального состояния организма
  27. Дневник самоконтроля
  28. Методы определения нагрузки по показаниям пульса и частоты дыхания
  29. Врачебный контроль
  30. Применение правил гигиены
  31. Коррекция содержания занятий физическими упражнениями и спортом по результатам контроля

Психология профессиональной работоспособности

Субъективный метод оценки работоспособности

/ / Учебники / Психология труда / Психология работоспособности

 КЛИКНИТЕ ПО КАРТИНКЕ И УЗНАЙТЕ, КАК  МОЖНО ДОБАВИТЬ ЗДОРОВЬЯ И УДЛИНИТЬ ЖИЗНЬ

Отрывки из книги Ю. Щербатых «Психология труда и кадрового менеджмента»

Раздел 4.1 Психология профессиональной работоспособности

Работоспособность человека и методы ее оценки

 Перед тем, как дать определение понятию «работоспособность», нужно уточнить ряд других тесно связанных с ним терминов.

Под эффективностьюработы понимают степень успешности достижения человеком стоящих перед ним трудовых целей. При определении эффективности учитывают количество затрат, необходимых для получения определенного результата и результаты, полученные при данных затратах. При оценке эффективности различают:

– объективные показатели: производительность и качество труда;

– субъективные показатели: степень удовлетворенности работника результатами своего труда, вовлеченность разных сторон и уровней психики человека в осуществление деятельности, активизация умственных способностей и мотивационно-волевых компонентов, психологическая цена результата по величине затрат личностных ресурсов. [Лигинчук].

Надежностьработы – вероятность безошибочного протекания рабочего процесса в течение определенного промежутка времени при заданной интенсивности работы.

Работоспособность – способность человека к выполнению конкретной деятельности в рамках заданных временных лимитов, надежности и параметров эффективности.

Некоторые исследователи предлагают выделять два уровня работоспособности: а) актуализированную — реально существующую в данный момент; б) резервную.

Последняя также состоит из двух частей: меньшую ее часть составляет тренируемый резерв, который может стать частью актуальной работоспособности, а большую — защитный резерв, проявляемый человеком только в экстремальных ситуациях при стрессе [50].

Существуют различные методы оценки работоспособности человека, что отражено на Рис. 4.1:

Рис. 4.1. Методы оценки работоспособности человека

Методы оценки работоспособности человека, основанные на анализе результатов труда, принято называть прямыми методами. В практике научных исследований в качестве прямых показателей эффективности работы применяется определение точности и скорости выполнения человеком отдельных, наиболее важных элементов или операций, составляющих структуру рабочей деятельности.

Выделение этих элементов или операций производится на основании предварительного психофизиологического анализа профессиональной деятельности и составления профессиограмм. При этом ведется учет показателей производительности труда, качества работы,  динамики ошибок в работе и анализ их психофизиологической сущности.

Прямые методики принято подразделять на элементарные, операционные и интегральные методики.

Элементарные методики оценивают один законченный, но предельно простой элемент операции (скорость и качество компьютерного набора, устный счет, просмотр рядов цифр и букв и т. д.).

Их достоинствами являются простота и возможность точного количественного учета, а к недостаткам можно отнести тот, факт, что выполнение одного элемента еще не может полностью характеризовать качество профессиональной деятельности человека в целом.

Операционные методики позволяют вычленить и оценить один участок алгоритма работы, который заключается в выполнении законченного комплекса элементарных действий (начисление зарплаты бухгалтером, редактирование книги редактором и т. д.).

Их достоинствами являются возможность количественной и качественной оценки реального сегмента трудовой деятельности, возможность сравнения труда разных специалистов и возможность оценки групповой деятельности.

К минусам можно отнести более высокая трудоемкость и сложность стандартизации.

Интегральные методики оценивают законченный алгоритм профессиональной деятельности.

Сильными сторонами подобных методик является то, что они направлены на оценку конечной эффективности поставленной перед работником цели и учитывают влияние мотивации работника на результаты его труда, а слабыми – громоздкость данных методик, трудность воспроизведения результатов, сложность методик, необходимость экспертных оценок и пр.

 В качестве косвенных показателей работоспособности человека чаще всего используется динамика показателей функционального состояния организма или параметры протекания психологических процессов.

Их оценка производится путём объективных измерений с использованием физиологических методов и тестов, а также на основе сбора и анализа данных субъективного состояния психических и соматических функций.

Например, для субъективной оценки психологического состояния человека используют тесты САН, Спилбергера и др.

При исследовании физической работоспособности применяют метод дозированных мышечных нагрузок, создаваемых с помощью велоэргометра. В этом случае суждение о работоспособности составляется на основании изучения динамики показателей внешнего дыхания и сердечно-сосудистой системы.

Умственная работоспособность человека отличается большим разнообразием и с трудом поддается оценке. Условно, труд человека-оператора можно разделить на три типа:

– сенсорный

– сенсомоторный

– логический

В свою очередь сенсомоторный труд может быть преимущественно сенсорным или моторным. Умственный труд логического типа может быть связан с решением стандартных задач, жестко определяемых инструкциями, и с решением неформальных задач, видоизменяющихся в зависимости от сопутствующих факторов и при условии недостатка информации.

Следует отметить, что приемлемая умственная работоспособность сохраняется в достаточно широком диапазоне функционального состояния работника, и по физиологическим и психофизиологическим показателям мы можем только косвенно судить об эффективности умственной работы. Показатели, которые используют для косвенной оценки уровня работоспособности человека, отображены на Рис. 4.2.

При этом следует отметить, что речь идет об измерении не максимальной, а необходимой (или заданной) эффективности работника, которая определяется контрольными цифрами плановых показателей, уровнем прибыли, техническим оснащением производства, профессиональной подготовкой специалиста и пр. Кроме того, следует по возможности учитывать и мотивацию человека. В частности исследования показали, что объем и качество работы выше при ориентации работника на конкретный высокий результат по сравнению с ориентацией на неопределенный максимум.

Рис. 4.2 Косвенные показатели работоспособности человека.

4.1.2 Динамика работоспособности

 Работоспособность зависит от физических, умственных (психических), психологических особенностей человека, его квалификации и состояния здоровья.

Наиболее подвижными факторами, определяющими работоспособность, являются психологическая стимуляция деятельности и состояние здоровья человека.

Во время трудового дня функциональные возможности человека изменяются, и это находит отражение в колебаниях производительности труда, изменении внимания и степени риска травматизма. Показатели работоспособности человека в течение дня изменчивы.

 При непрерывной работе в течение 8 часов уровень работоспособности специалиста можно разделить на пять периодов [3]:

1. Период врабатываемости (адаптационный период). Он возникает с момента начала трудовой деятельности и обычно длится 20…30 мин. По мере приложения волевого усилия работоспособность специалиста нарастает, он сосредотачивается на трудовой Деятельности, у него включаются механизмы автоматический действий и т. д.

2. Период оптимальной работоспособности. Может длиться 3-4 часа (величина его зависит от опыта работника, уровня мотивации и отвлекающих факторов). Производительность удерживается на высоком уровне, явления утомления отсутствуют, волевые усилия незначительны и характеризуются стабильностью.

3. Период компенсации. Продолжительность 1-2 часа Уровень работоспособности продолжает быть устойчиво высоким, но это достигается более выраженным волевым усилием, направленным на преодоление утомляемости.

4. Период неустойчивой компенсации характеризуется колебаниями работоспособности, но без закономерной тенденции к снижению. При этом наблюдаются субъективные признаки утомления. Продолжительность этого периода составляет 1-2 часа.

5. Период снижения работоспособности. Производительность труда постепенно снижается на 20…25%, у человека появляются выраженные субъективные и объективные признаки усталости. Если работу не прекратить, что возрастает количество ошибочных действий и негативных эмоций, связанных с трудовой деятельностью.

Если в течение рабочей смены работник делает перерыв на обед (длительностью ½-1 час), то динамика изменения работоспособности будет иной. Уже за 25-40 минут до перерыва она начнет падать и фактически достигает неприемлемых значений за 5-10 минут до перерыва.

Хотя формально человек продолжает работать, психологически он уже «обедает». После завершения длительного обеденного перерыва работник не сразу выходит в режим оптимальной работоспособности, а снова проходит через стадию врабатываемости.

Таким образом, длительный обеденный перерыв может существенно (на 10-20%) снижать общую результативность работы сотрудника. Специалисты так объясняют эти явления:

«Наиболее часто в практике наблюдаются снижения работоспособности, связанные с перерывом в работе и психологическим угнетением. Перерыв обычно обусловлен обедом. При этом кривая изменения работоспособности имеет стандартный характер: снижается перед обедом и не сразу восстанавливается после него.

Изменения работоспособности обусловлены развивающимся утомлением или явлениями « психологической демобилизации » в предобеденный период и необходимым этапом врабатываемости при возобновлении работы ( при приеме пищи так же физиологической слабостью, сопровождающей пищеварительный процесс)» [3; С.37].

 

При длительной работе возможно выделить и дополнительную – шестой период динамики работоспособности – стадию восстановления работоспособности. Она характеризуется снижением психического напряжения и развитием восстановительных процессов в организме. Можно также выделить несколько вариантов этой стадии:

– текущее восстановление (в процессе работы после завершения ее наиболее напряженных этапов);

– срочное восстановление (применяемое с помощью фармакологических или психологических методов);

– отставленное восстановление (естественное восстановление ресурсов организма через несколько часов или дней после завершения работы, включающее длительный период сна и отдыха);

 Исследователи отмечают, что на фоне характерной динамики изменения работоспособности могут быть изменения, обусловленные кратковременными психологическими и физиологическими причинами (психологическая стимуляция, изменения воздушной среды, температуры помещения и т. п.).

 Психологическая стимуляция может осуществляться на любом этапе работоспособности. Она связана с волевым усилием оператора, которое обычно отражает его установку на повышение производительности труда или же является следствием требований ситуационного характера.

В первом случае это может носить характер «конечного порыва», обычно возникающего в период снижения работоспособности.

Психологическая обстановка способна также угнетать работоспособность на любом этапе трудового процесса. Степень снижения работоспособности и её продолжительность зависят от выраженности психотравмирующей ситуации и от личности оператора. Угнетающие воздействие отрицательных эмоций, вызванных неприятными известиями, обидными замечаниями, оскорблениями, общеизвестно.

Имеются так же наблюдения о характерных изменениях работоспособности специалистов в течение года.

Наивысшая производительность, по данным некоторых авторов, наблюдаются в декабре и январе, в конце августа начинается спад производительности умственного труда.

Наибольшее значение с позиции организации безопасности труда имеет изменение работоспособности, которая также характеризуется периодом адаптации в начале недели и периодом спада на завершающем этапе. [3; С.37].

 В.И.Барабаш и В.С. Шкрабак обращают внимание на необходимость учета колебаний работоспособности человека в целях повышения эффективности и безопасности труда. При этом они рекомендуют учитывать следующие эмпирические положения [3; С.38].

1. Оператору необходимо знать динамику работоспособности для того, чтобы корректировать свою деятельность.

2. Колебания бдительности человека коррелируют с кривой изменения работоспособности.

3. Темп предъявления нагрузки оператору или рабочему на конвейере должен соответствовать периоду врабатываемости и периоду снижения работоспособности.

4. Длительные перерывы в работе сопровождаются спадом не только работоспособности, но и внимания.

5. Человек способен усилием воли повышать внимание и работоспособность на определенный период времени, но эта способность не абсолютна.

6. Снижение работоспособности в конце дня или недели требует снижения ритма и величины нагрузки в это время и особого внимания к профилактике травматизма

7. Для поддержания работоспособности следует правильно чередовать периоды активного труда и кратковременного отдыха. Наиболее эффективны перерывы в период неустойчивой компенсации.

8. Отдых может достигаться сменой характера труда, активными действиями в процессе производственной гимнастики.

9. Режим труда и отдыха целесообразно индивидуализировать не только с учетом характера человека, его возможностей, но и с учетом физического и психического состояния в конкретный день.

Источник: http://www.no-stress.ru/Uchebniki/PsyLabor/rabotosposobnost.html

Какие показатели самоконтроля являются объективными и субъективными: что относится

Субъективный метод оценки работоспособности

Самообладание человека определяется по таким объективным показателям самоконтроля, как потоотделение, частота сердечных сокращений. Отслеживание данных показателей крайне важно для спортсменов – это поможет выбрать оптимальный режим тренировок.

Самоконтроль у спортсменов

Для чего нужен самоконтроль

Самоконтроль позволяет организовать наблюдение за физическим развитием, оценивать эффект, полученный в результате тренировок. Он позволяет вовремя заметить неблагоприятное воздействие на организм тех или иных физических упражнений.

Внимание! Если спортсмен организует контроль работы своего организма, это означает, что он сознательно относится к тренировкам, соблюдает режим занятий и отдыха.

Субъективные и объективные показатели самоконтроля

Критерии самоконтроля подразделяются на 2 вида: субъективные и объективные.

Объективные показатели

Особенности самоконтроля — в чем его значение и как этому научиться

Объективные показатели самоконтроля – это биометрические данные, по которым можно судить о работе организма. К объективным критериям самоконтроля можно отнести:

  • Работу сердечно-сосудистой системы;
  • Динамику частоты дыхания (о хорошем эффекте от тренировок свидетельствует снижение частоты дыхания в состоянии покоя и быстрое восстановление после физической нагрузки);
  • Пульс;
  • Артериальное давление.

Функциональное состояние, физическое развитие и подготовленность

Значимыми показателями физического развития являются рост и вес. На основе этих данных высчитывается весоростовой индекс: вес в граммах нужно разделить на рост в сантиметрах.

Дополнительная информация. Значения роста, веса и окружности грудной клетки позволяют определить крепость телосложения. Для этого из роста в сантиметрах нужно вычесть вес в килограммах и окружность грудной клетки в сантиметрах.

Если получилось число меньше 10, делается вывод о крепком телосложении. Если результат находится в пределах от 10 до 20, это говорит о хорошем телосложении. Результат от 21 до 25 характеризует среднее телосложение. Значение от 26 до 35 характеризует слабое телосложение.

Значение 36 и больше свойственно для очень слабого телосложения.

Для проявления физических качеств необходима мышечная сила. Она лежит в основе формирования выносливости, силы, ловкости, умения преодолевать препятствия. Измерить мышечную силу можно с помощью динамометра или по количеству отжиманий.

Отжимания

Основными способами оценки физического развития являются:

  • Антропометрия. С помощью антропометрии оцениваются уровень и особенности физического развития, устанавливается их соответствие возрасту и полу.
  • Наружный осмотр. Посредством наружного осмотра изучаются состояние опорно-двигательного аппарата и осанки, степень подвижности суставов, особенности телосложения, развитие мускулатуры.
  • Опрос. С помощью опроса собираются сведения об объективных данных самоконтроля.
  • Лабораторная диагностика. Функциональными пробами для оценки результативности тренировок являются результаты анализов крови, мочи, мокроты.

Важно! К объективным критериям самоконтроля обычно относят частоту сердечных сокращений, артериальное давление, жизненную емкость легких, частоту дыхания, массу тела. Именно по значениям этих показателей оценивается физическое здоровье и тренированность человека.

Субъективные показатели

Самочувствие, аппетит, продолжительность и глубина сна, умственная и физическая работоспособность, эмоциональный фон рассматриваются в качестве субъективных данных самоконтроля.

Самочувствие, настроение, сон, аппетит и болевые ощущения

Стабильно хорошее настроение спортсмена указывает на то, что тренировочный процесс идет хорошо, занятия приносят человеку удовольствие. Спортивные врачи перечислили следующие показатели хорошего настроения: уверенность в себе, жизнерадостность, спокойствие.

Хорошая работоспособность у спортсмена проявляется быстрым восстановлением после тренировки. В идеале утомление должно проходить через 2-3 часа после занятий. Эффективным средством восстановления сил после тренировки является сон. При хорошем физическом состоянии организма и оптимальном режиме тренировок спортсмен не испытывает проблем с засыпанием, его сон глубокий.

Здоровый сон

Внимание! Заболевание или переутомление обязательно проявляется в субъективных показателях самоконтроля. Снижение хотя бы одного показателя может служить признаком ухудшения функционирования организма.

Болевые ощущения, возникающие во время тренировочного процесса, относят к особому виду субъективных показателей самоконтроля. Они возникают при выполнении циклических упражнений и могут быть локализованы в боку, правом подреберье, левой части живота. Причина возникновения боли – слишком глубокие вдохи, избыточная нагрузка, неправильный режим питания.

Дополнительная информация. В отличие от описанных выше разновидностей болевых ощущений, которые возникают во время физической нагрузки, боли в мышцах являются нормальным явлением. Они свидетельствуют об адаптации мышц к нагрузкам. Прекращать или снижать нагрузку в этом случае нет необходимости, нужно продолжать заниматься в обычном режиме.

Педагогический контроль

Самоконтроль — что это такое в психологии, определение

Действенной формой получения информации о состоянии здоровья спортсмена является педагогический контроль, организованный в системе. В его задачи входят:

  1. Разработка контрольных критериев оценки физической подготовки;
  2. Оценка эффективности методики проведения тренировки;
  3. Проверка выполнения краткого индивидуального плана тренировок;
  4. Определить динамику спортивных результатов, осуществить прогностический вариант маршрута спортсмена;
  5. Выбрать несколько лучших спортсменов для участия в соревнованиях.

Педагогический контроль основывается на контроле посещаемости тренировок, ведении дневника спортивных достижений, фиксации особенностей поведения в подготовительный период и момент выступления на соревнованиях.

Педагогический контроль реализуется с помощью наблюдения за состоянием спортсмена во время тренировок, сдачи спортсменами нормативов, анкетирования самих спортсменов и их тренеров, анализа документации преподавателя спортивной секции.

Важно! Главным в педагогическом контроле является оценка степени психофизического развития спортсмена.

Методы оценки физического состояния и подготовленности

Развитие интеллекта — как можно улучшить свои умственные способности

Оценка подготовленности и общего физического состояния производится с помощью выполнения тестовых упражнений и расчета антропометрических индексов.

Антропологические замеры

О здоровой работе сердечно-сосудистой системы говорит коэффициент экономизации кровообращения за минуту, приблизительно равный 2600. Его показания рассчитываются по формуле:

(АД максимальное – АД минимальное) * ЧП,

где АД – артериальное давление, ЧП – частота пульса.

Важно! Повышение коэффициента экономизации кровообращения способно указать на патологическую работу сердечно-сосудистой системы.

Клипостатическая и ортостатическая пробы позволяют оценить работу сердца. Спортсмен лежит на кушетке в течение 5 минут. После этого определяется его пульс. Затем он встает, снова замеряют пульс.

В норме разница между пульсом в состоянии покоя и пульсом в положении, стоя, не должна превышать 18.

Разница больше 20 ударов указывает на патологическую нервную регуляцию в сердечно-сосудистой системе.

С помощью пробы Штанге оценивается работа дыхательной системы. Спортсмену предлагается сделать глубокий выдох, затем – вдох с задержкой дыхания. Продолжительность задержки дыхания исчисляется в секундах.

Внимание! Эффективные тренировки в оптимальном режиме приводят к увеличению времени задержки дыхания.

Важный показатель тренированности – это масса тела. Если вес в граммах разделить на рост в сантиметрах, то у тренированных мужчин значение будет в диапазоне от 350 до 400. Для девушек, занимающихся спортом, этот показатель равняется 325-375.  Если этот индекс выше, то спортсмену рекомендуется пересмотреть рацион питания.

Еще одним способом определения тренированности является проба Ромберга. Спортсмен в положении, стоя, закрывает глаза, сдвигает стопы, вытягивает руки с разведенными пальцами вперед. Оцениваются степень дрожания кистей и устойчивость человека. Чем лучше тренированность тела, тем легче спортсмену длительное время стоять неподвижно.

Дополнительная информация. При систематических тренировках спортсмену необходимо проверять позвоночник на гибкость, которая зависит от физиологического состояния суставов, способности мышц и связок к растяжению. Занятия спортом оказывают оздоровительное действие на позвоночник.

Оздоровительная физкультура

Занятия физической культурой и спортом способствуют укреплению здоровья организма, повышают уровень работоспособности, нормализуют психоэмоциональное состояние. Однако заниматься без самоконтроля опасно – игнорирование физиологических признаков переутомления может причинить серьезный вред здоровью.

Особенности и специфика самоконтроля

Особенностью самоконтроля является то, что его эффективность основывается на регулярном заполнении дневника наблюдений. Неблагоприятные факторы тренировочного процесса (избыточную нагрузку или неправильный режим занятий) можно обнаружить только при наличии объективных сведений и точных записей в дневнике.

Внимание! Объективный самоконтроль спортсмена – это одна из ключевых составляющих медицинского контролирования спортивной деятельности. Ведение дневника не отменяет регулярное посещение спортивного врача.

Значимость объективных показателей самоконтроля в жизни спортсмена сложно переоценить. Именно они помогают предотвратить травмы, указывают на необходимость снижения интенсивности физической нагрузки.

Самоконтроль значим для спортсменов

Источник: https://srazu.pro/upravlenie/obektivnye-pokazateli-samokontrolya-subektivnye.html

5. Методы оценки технического состояния оборудования

Субъективный метод оценки работоспособности

Техническое состояние – состояние оборудования, которое характеризуется в определенный момент времени при определённых условиях внешней среды значениями параметров, установленных регламентирующей документацией [1].

Контроль технического состояния – проверка соответствия значений параметров оборудования требованиям, установленным документацией, и определение на этой основе одного из заданных видов ТС в данный момент времени.

В зависимости от необходимости проведения ТОиР различают следующие виды ТС [2]:

  • хорошее – ТОиР не требуются;
  • удовлетворительное – ТОиР осуществляются в соответствии с планом;
  • плохое – проводятся внеочередные работы по ТОиР;
  • аварийное – требуется немедленная остановка и ремонт.

С целью установления фактического ТС оборудования, выявления дефектов, неисправностей, других отклонений, которые могут привести к отказам, а также для планирования проведения и уточнения сроков и объёмов работ по ТОиР проводятся технические обследования (осмотры, освидетельствования, диагностирование).

Технические обследования оборудования, эксплуатация которого регламентируется нормативными актами, проводится в порядке, установленном соответствующими нормативными актами.

Технический осмотр – мероприятие, выполняемое с целью наблюдения за ТС оборудования.

Техническое освидетельствование – наружный и внутренний осмотр оборудования, испытания, проводимые в срок и в объёмах, в соответствии с требованиями документации, в том числе нормативных актов, с целью определения его ТС и возможности дальнейшей эксплуатации.

Техническое диагностирование – комплекс операций или операция по установлению наличия дефектов и неисправностей оборудования, а также по определению причин их появления.

5.2. Методы оценки технического состояния оборудования

Различают субъективные и объективные методы оценки ТС оборудования.

Под субъективными (органолептическими) методами подразумеваются такие методы оценки ТС оборудования, при которых для сбора информации используются органы чувств человека, а также простейшие устройства и приспособления, предназначенные для увеличения чувствительности в рамках диапазонов, свойственных органам чувств человека. При этом для анализа собранной информации используется аналитико-мыслительный аппарат человека, базирующийся на полученных знаниях и имеющемся опыте. К субъективным методам оценки ТС относят визуальный осмотр, контроль температуры, анализ шумов и другие методы.

Под объективными (приборными) методами подразумеваются такие методы оценки ТС, при которых для сбора и анализа информации используются специализированные устройства и приборы, электронно-вычислительная техника, а также соответствующее программное и норма-тивное обеспечение. К объективным методам оценки ТС относятся вибрационная диагностика, методы неразрушающего контроля (магнитный, электрический, вихретоковый, радиоволновой, тепловой, оптический, радиационный, ультразвуковой, контроль проникающими веществами) и другие.

5.3. Порядок и особенности проведения визуального осмотра оборудования

Порядок проведения осмотров оборудования основывается на последовательном обследовании его элементов по кинематической цепи их нагружения, начиная от привода до исполнительного элемента. Для этого необходимо знать конструкцию оборудования, состав и взаимодействие его элементов.

Вначале проводится общий осмотр оборудования и окружающих его объектов. При общем осмотре изучается картина состояния оборудования. Общий осмотр может носить самостоятельный характер и применяется при периодических осмотрах оборудования технологическим персоналом.

Под детальным понимается тщательный осмотр конкретных элементов оборудования. Детальный осмотр в зависимости от требований соответствующих нормативных и методических документов, проводится в определённом объёме и порядке. Во всех случаях детальному осмотру должен предшествовать общий осмотр.

Общий и детальный осмотр могут проводиться при статическом и динамическом режиме оборудования. При статическом режиме элементы оборудования осматриваются в неподвижном состоянии. Осмотр оборудования при динамическом режиме проводится на рабочей нагрузке, холостом ходу и при тестовых нагружениях (испытаниях).

Осмотр оборудования при включении или остановке механизма ориентируется в основном на контроль качества затяжки резьбовых соединений, отсутствие трещин корпусных деталей, целостность соединительных элементов. В рабочем режиме дополнительно проверяются биения валов, муфт, утечки смазочного материала, отсутствие контакта подвижных и неподвижных деталей.

При осмотре могут быть применены три основных способа: концентрический, эксцентрический, фронтальный. При концентрическом способе (рисунок 5.1) осмотр ведётся по спирали от периферии элемента к его центру, под которым обычно понимается средняя условно выбранная точка.

При эксцентрическом способе (рисунок 5.2) осмотр ведётся от центра элемента к его периферии (по развёртывающейся спирали). При фронтальном способе (рисунок 5.3) осмотр ведётся в виде линейного перемещения взгляда по площади элемента от одной его границы к другой.

Рисунок 5.1 – Концентрический способ осмотра детали

Рисунок 5.2 – Эксцентрический способ осмотра детали

Рисунок 5.3 – Фронтальный способ осмотра детали

При выборе способа осмотра учитываются конкретные обстоятельства. Так, осмотр помещения, где установлено оборудование, рекомендуется проводить от входа концентрическим способом. Осмотр элементов круглой формы целесообразно вести от центра к периферии (эксцентрическим способом). Фронтальный осмотр лучше применять, когда осматриваемая площадь обширна и её можно разделить на полосы.

Под идентификацией дефектов и повреждений подразумевается отнесение неисправностей к определённому классу или виду (усталость, износ, деформация, фреттинг-коррозия и т.п.).

Идентифицируя дефект или повреждение, зная его природу, специалист в дальнейшем может определить причины появления неисправности и степень её влияния на ТС оборудования.

Идентификация выявленных дефектов и повреждений осуществляется путём сравнения их характерных признаков с известными образцами или описаниями, которые для удобства пользования могут собираться и систематизироваться в иллюстрированных каталогах (таблица 5.1).

Таблица 5.1 – Пример каталога (базы данных) описаний неисправностей, дефектов и повреждений

Внешний вид поврежденияОписание поврежденияПричины возникновения
Осповидное выкрашивание ролика подшипника
  • Воздействие переменных нагрузок при напряжениях в материале, достигающих предела выносливости.
Угловое смещение пятна контакта зубчатой передачи
  • Перекос валов редуктора.
  • Несовпадение углов наклона зубьев шестерни и колеса.
Хрупкое разрушение металла втулки зубчатой муфты
  • Перегрузка механизма.
  • Низкое качество поковки.
  • Неправильно выбранная марка стали.

Завершающая стадия заключается в дополнительном осмотре элементов оборудования для уточнения ранее полученных результатов и их регистрации в отчётных формах.

Регистрационные формы – это определённый порядок записи результатов опроса, собственно осмотра и дополняющие их графические изображения деталей и объекта в целом: рисунки, эскизы, чертежи, фотоснимки и т.п. На графических изображениях должны обозначаться точка начала осмотра и его направление, места расположения обнаруженных дефектов и повреждений.

Формализация результатов проведения осмотра осуществляется протоколом осмотра. В протоколе осмотра отражается то, что специалист имел возможным обнаружить при осмотре, в том виде, в котором обнаруженное наблюдалось.

Выводы, заключения, предположения специалиста о причинах возникновения дефектов и повреждений остаются за рамками протокола и обычно оформляются отдельным актом или отчётом.

Не заносятся в протокол и сообщения лиц о ранее обнаруженных отклонениях, а также произошедших до прибытия специалиста изменениях обстановки. Такие сообщения оформляются самостоятельными протоколами.

К составлению протокола осмотра надо подходить с учётом того, что он может выступать в качестве самостоятельного документа. В этих целях протокол составляется краткими фразами, дающими точное и ясное описание осматриваемых объектов.

В протоколе употребляются общепринятые выражения и термины, одинаковые объекты обозначаются одним и тем же термином на протяжении всего протокола. Описание каждого объекта осмотра идёт от общего к частному (вначале даётся общая характеристика осматриваемого оборудования, его расположение на месте осмотра, а затем описывается состояние и частные признаки).

Полнота описания объекта определяется предполагаемой значимостью и возможностью сохранения данных. Фиксируются все имеющиеся признаки дефектов и особенно те, которые могут быть со временем утрачены. Каждый последующий объект описывается после полного завершения описания предыдущего.

Объекты, связанные между собой, описываются последовательно с тем, чтобы дать более точное представление об их взаимосвязи. Количественные величины указываются в общепринятых метрологических величинах. Не допускается употребление не-определённых величин («вблизи», «в стороне», «около», «рядом», «почти», «недалеко» и пр.).

В протоколе отмечается факт обнаружения каждого из следов и предметов, в отношении каждого объекта указывается, что было с ним сделано, какие средства, приёмы, способы были применены. При описании оборудования и отдельных его элементов в протоколе приводятся ссылки на планы, схемы, чертежи, эскизы и фотографии.

Каждый осматриваемый элемент оборудования должен иметь отдельную запись о результатах его осмотра. Выводы протокола должны содержать информацию о наличии и характере дефектов, а при невозможности его установления – о необходимости последующего проведения идентификации. [3]

Вопросы для контроля

  1. Какие виды ТС выделяют в зависимости от необходимости проведения ТОиР?
  2. В чём заключается отличие между объективными и субъективными методами оценки ТС?
  3. Опишите порядок проведения визуального осмотра оборудования.

Источник: https://eam.su/5-metody-ocenki-texnicheskogo-sostoyaniya-oborudovaniya.html

Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями и спортом

Субъективный метод оценки работоспособности

Посредством самоконтроля прослеживают изменения в организме, возникающие в ходе выполнения упражнений или тренировок. Это дополняет медицинское сопровождение, а также человек имеет возможность вовремя принять меры по изменению или отмене нагрузок, корректировать план.

Кто-то желает укрепить здоровье посредством физкультуры, другие предпочитают настоящий спорт. Так или иначе, самоконтроль при занятиях физическими упражнениями производится для фиксации изменений показателей здоровья. С его помощью определяют состояние параметров физиологии, выносливости, улучшения или ухудшения функций.

Проводимый самим человеком, он помогает врачам составить общую картину. А тренеры могут вносить коррективы в распорядок занятий.

Виды контроля

Человек, занимающийся спортом или физкультурой, может контролировать себя, благодаря чему будет знать, благоприятно ли воздействие. Самоконтроль при занятиях физической культурой возможен в следующих разновидностях.

  • Анализ субъективных и объективных параметров.
  • По внешним и внутренним признакам.
  • Человек ведёт дневник самоконтроля.
  • Контролируют самочувствие в виде общего состояния, что дополняется сопровождением медика и педагога.

Объективные и субъективные методы

Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями на основании субъективных параметров включает следующие признаки:

  • самочувствие;
  • эмоциональный настрой;
  • комфорт;
  • наличие аппетита.

Объективные параметры:

  • пульс или ЧСС (частота сердечных сокращений);
  • артериальное давление;
  • масса и объемы тела;
  • работа пищеварения;
  • потоотделение;
  • жизненная емкость легких (ЖЕЛ);
  • мускульная сила;
  • динамические параметры;
  • достижения, результативность.

Также наблюдение осуществляется по внешним и внутренним признакам. К первым относятся обильность потоотделения, цвет кожных покровов, координация движений, ритмы дыхания. При перегруженности может появиться одышка, посинение возле губ, покраснение тела, нарушение координации.

В этом случае предпринимают отдых, прекратив заниматься. Внутренние показатели утомления: боли в мышцах, тошнота, головокружение. При таких признаках тренировку останавливают вообще.

Если человек успешно преодолевает нагрузку, у него улучшается аппетит, сон, настроение, общее самочувствие.

Самоконтроль спортсмена

Каждому спортсмену нужен систематический контроль за собой. Это позволит давать оценку нагрузкам, развитию, проследить динамику изменений. При этом тренер получает данные об эффективности применяемых этапов и методики. Результаты обычно отражаются в тетради со стандартным для самоконтроля оформлением. Общее состояние получает оценку: плохо, удовлетворительно, хорошо.

В помощь спортсмену и тренеру, существуют методические издания, затрагивающие психологическую самоподготовку. Например книга Алексея Иванова «Психология чемпиона. Работа спортсмена над собой» помогающая воспитать в себе психологию чемпиона.Книга поможет как начинающим, так и опытным спортсменам преодолевать «предстартовую лихорадку» и воспитать самообладание.

Правильная ориентация тренировок — это:

  • отсутствие физиологических отклонений;
  • комфортное состояние;
  • работоспособность.

В дневник вносятся данные о параметрах сна, работоспособности, которая не может быть пониженная. Иначе о ситуации сообщают тренеру либо врачу. Записывают отклонения в режиме, данные об интенсивности и о том, как переносилась нагрузка. Значение частоты пульса проверяют несколько раз в день, проставляя число ударов за минуту времен.

Для тех, кто проводит самостоятельные тренировки

Тренируются не только спортсмены, но и люди, желающие поддержать форму. Одни предпочитают бег, другие — гимнастику. Данные самоконтроля рекомендуется заносить в дневник, но несколько иной, чем у спортсмена. А именно, в нем отражают не только результаты и реакции организма, но и информацию о спокойных периодах.

Контроль над работой сосудов и сердца

Перенося спортивные физические нагрузки, нужно прослеживать общее состояние. Ведь это ответ функций органов и систем на активизацию работы мышц. Особенно важным считается изменение параметров дыхания, сердечной и сосудистой систем. Работоспособность основным образом зависит от частоты сокращений сердца (ЧСС).

Прочие показатели физиологического развития

К прочим параметрам развития физиологии человека относятся следующие величины.

  1. Объем грудной клетки. Самоконтроль включает ее измерение на вдохе и выдохе в спокойном состоянии. Разница именуется экскурсией и находится в зависимости от разновидности дыхания и того, насколько развиты мышцы.
  2. Сила мускул рук определяется динамометром. Данное значение связано с предыдущим, а также с весом человека и иными параметрами. Для мужчин это от 60 до 70 % от массы тела, а у лиц женского пола — до 45 %.
  3. Становая мускульная сила, (мышц, разгибающих спину), на которую влияют половая принадлежность, возраст, масса тела и профессия.
  4.  Спирометрия. Измеряется выдыхаемый из легких объем (ЖЕЛ).

Методы самоконтроля функционального состояния организма

Оценка функций возможна благодаря следующим методам.

  • Наблюдение за ЧСС — простой способ, отражающий деятельность сердца и сосудов. Пульс обычного человека — от 60 до 80 уд/минуту. Минимум обычно обнаруживают утром.
  • Ритмичность пульса. Или аритмичность, свидетельствующая о нарушениях функции дыхания (на вдохе чаще, а на выдохе — реже), что считается нормой, либо о чрезмерном напряжении.
  • Частота дыхания определяется с учетом возраста, уровня физподготовки, интенсивности тренировки.

Изменения систем кровообращения и дыхания особенно важны. Они играют решающую роль при допуске к занятиям либо соревнованиям. Но также уделяют внимание артериальному давлению. Отклонениями от нормы считаются показатели от 130 на 80 мм рт ст. и выше, указывающие на гипертонические состояния. Если цифры ниже 100 на 60 мм рт. ст., устанавливают гипотонию.

По инициативе Кердо появилась формула с одноименным индексом (ИК). По ней вычисляют норму, применяя соотношение: ИК=Д/П, где:

  • Д — давление по минимуму;
  • П — пульс.

Известен факт: нормы минимального давления и пульса численно совпадают. То есть, у человека без нарушений индекс приблизительно равен единице. При отклонении в работе сердечно-сосудистой системы численное значение оказывается больше или меньше. Такие сбои имеют причиной неправильную нервную регуляцию.

Самостоятельно контролируют и физическое развитие: рост, вес, окружность груди, проводя замеры.

Дневник самоконтроля

При занятиях физкультурой и различными видами спорта применяется занесение сведений в дневник самоконтроля. Учитываются работоспособность, эмоции, сон, аппетит.

Измеряется пульс и иные объективные характеристики. Если в результате ведения журнала выявлен значительный дискомфорт, переутомление, болевые ощущения, занятия прекращают.

Дальнейшую корректировку назначают специалисты: медик, тренер.

Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом помогает в расчете нагрузок. В данном факторе учитывают степень подготовленности, возраст. Но если становятся хуже сон или аппетит, загруженность и интенсивность уменьшают. А при очередных несоответствиях нормам здоровья рекомендуется консультация или обследование врача.

Итак, систематическое ведение записей практикуется, как самоконтроль при занятиях физическими упражнениями и видами спорта в следующих целях.

  • Учет занятий.
  • Отражение изменений.
  • Запись функциональных проб.
  • Проверка подготовленности.
  • Исследование двигательного режима за неделю.

По записям оценивают эффект от тренировок. Они отражают способы самоконтроля при занятиях физическими упражнениями и используемые средства. В результате письменной фиксации показателей возможны плановый расчет интенсивности тренингов, оптимизация чередования интервалов активности и отдыха. Дневник показывает, соблюдается ли режим.

Методы определения нагрузки по показаниям пульса и частоты дыхания

Основы самоконтроля при занятиях физическими упражнениями и различными видами спорта относят пульс, ритмы дыхания к объективным значениям. ЧСС — особенно достоверная цифра, отражающая, как сердце реагирует на нагрузку. Она определяется количеством ударов за интервал: минуту, 10 секунд.

Проверка проводится в покое и после активной работы. Степень натренированности человека определяется величиной учащения пульса в процентах. При этом частота покоя принимается за 100%.

К примеру, если за 10 секунд спокойного состояния зафиксировано 12 ударов сердца, а после нагрузки — 20, то показатель учащения равен 67%.

Самоконтроль в процессе физического воспитания предполагает также оценку дыхательной функции. При нагрузках человек потребляет больше кислорода, который идет на снабжение мышц и мозга.

Частота дыхания может свидетельствовать о ее величине, при норме принимая значение от 16 до 18 раз за минуту. ЖЕЛ — другой важный параметр. Это объем при максимальном выдохе после такого же предельно большого вдоха.

Измеренная в литрах, данная цифра зависит от возраста, пола, габаритов тела и физподготовки. Усредненное значение — от 3,5 до 5,0 л у лиц мужского пола и от 2,5 до 4,0 у женщин.

Врачебный контроль

Самоконтроль в процессе физического воспитания дополняется медицинским, включающим комплексное обследование функций. Зачем это надо? Цель — изучение последствий нагрузок, полученных на занятиях по физкультуре. Так в ВУЗах каждый год посредством осмотра выявляют 3 медицинские группы студентов.

  • Основная из них почти полностью не имеет отклонений. Эти лица могут быть участниками соревнований без ограничений выполнять все программы.
  • Подготовительная, с удовлетворительным развитием и состоянием. Здесь нагрузка увеличивается постепенно.
  • У лиц из специальной группы обнаружены хронические болезни, недуги, отклонения в развитии. Они занимаются по особой программе после консультации врача или преподавателя физкультуры.

Спортсмены проходят подобные осмотры дважды в год.

Применение правил гигиены

Частью самоконтроля является гигиена. В понятие входит правильная организация работы и отдыха, соблюдения режима дня, правил рационального питания. А также факторы гигиены тела, одежды, устранение тяги к наносящим вред привычкам. Соблюдение этого перечня — залог сохранения формы и работоспособности.

Коррекция содержания занятий физическими упражнениями и спортом по результатам контроля

В результате наблюдений выяснилось, что трети спортсменов потребовалась медицинская корректировка. А до 20% — исправление процесса проведения тренировок. К примеру, необходимо повысить аэробные и скоростные возможности, выносливость. Либо рекомендуется увеличение периодов отдыха.

А также временное снижение объема, интенсивности нагрузки. Меры принимают по значениям пульса, состоянию дыхания, артериальному давлению, иным параметрам. Так при переутомлении, травмах уменьшают число тренировок.

Период отдыха должен быть таким, чтобы исходная работоспособность могла полностью восстановиться.

Если не откорректировать тренировочный режим, у занимающегося могут начаться серьезные нарушения. Это боли в сердце, аритмия, повышения давления.

Тренировки будут прекращены на более долгий срок, потребуется помощь врача. При восстановлении начинать придется с минимальных нагрузок в реабилитационном режиме.

Индивидуализации и оптимизация занятий спортом — залог его эффективности при исключении вреда.

Источник: https://myself-development.ru/samokontrol-pri-zanyatiyah-sportom-i-fizicheskimi-uprazhneniyami/

Ваша работа
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: