Результаты труда

Что такое результаты труда и каковы его показатели

Результаты труда

Трудовой называется деятельность, направленная на получение конкретного результата. Это является основной особенностью труда, который требует каких-то физических и умственных усилий. Результат труда будет зависеть от этого, но в качестве основной задачи это достижение рассматривать не принято.

Это обусловлено тем, что результат показывает меру затрат усилий, которые нужно приложить, чтобы достигнуть цели. В этом процессе важны личные качества сотрудников, поэтому важным фактором является оценка труда и его сравнение.

Прочитав эту статью, вы узнаете подробнее про результат труда — основные понятия и показатели.

Основные понятия

Трудовой процесс является совокупностью действий сотрудника по полезном и разумному изменению предмета труда.

Целью его организации является обеспечение выполнения поставленной задачи, на что уйдут минимальные затраты рабочего времени, а получится качественный конечный продукт с высокоэффективным применением оборудования.

Улучшение результатов труда является изменением комплекса методов труда и приёмов сотрудника или группы сотрудников.

Оценкой труда называются мероприятия по изучению соответствия количества и качества труда требованиям технологического производственного процесса.

Оценка результатов труда является одной из многочисленных функций управления персоналом компании, которая определяет уровень эффективности сделанной работы.

Оценка результатов труда — одна из основных составляющих оценки деловой активности кадров предприятия, показывающая, как результат труда сотрудников соответствует поставленным целям, технологическому процессу, нормам, плановым показателям.

СПРАВКА! С помощью оценки труда можно аккумулировать результаты отдельных сотрудников за конкретный временной промежуток. Получается, что не работники сравниваются между собой, а сравнивается их работа с принятыми стандартами.

Оценка труда и ее необходимость

Абсолютно любая компания нацелена на получение результата, независимо от того, насколько высока квалификация ее сотрудников и обширен их опыт работы. По этой причине оценка труда имеет большое значение. Оценка результатов труда характеризует эффективность работы компании в разрезе поставленных целей и задач перед каждым сотрудником.

Работник может успешно выполнять все пункты, указанные в его должностной инструкции, но, к примеру, с привлечением других работников или постоянным продлением сроков, тогда как работа должна быть выполнена качественно, быстро и с минимальными затратами, в том числе и временными. На обнаружение таких сотрудников и нацелена оценка труда и его результативности.

Показатели результатов труда

Факторы, оказывающие влияние на содержание труда работников и его результаты, делятся на группы:

  1. Естесственно-биологические, к которым относят пол, возраст, здоровье, географическая среда, сезонность, способности и прочее.
  2. Социально-экономические, к которым относится экономическая ситуация в стране, степень защиты социальными органами, мотивация к труду, государственные требования в сфере труда и зарплаты, имеющиеся ограничения, квалификация работника.
  3. Технико-организационные, к которым относят характер поставленных задач, сложность выполняемой работы, способность использования научно-технических достижений, умение воспринимать качество и объемы информации, эргономические, эстетические, санитарно-гигиенические и прочие условия трудовой деятельности.
  4. Социально-психологические, к которым относят моральный климат, психофизиологическое состояние работника, отношение к труду.
  5. Рыночные, к которым относится безработица, многоукладная экономика, развитие предпринимательства, инфляция, банкротство, объем и уровень приватизации, акционирование предприятия, конкуренция, самостоятельный выбор системы оплаты труда и его способа, либерализация цен.

СПРАВКА! Учитывая описанные выше факторы, можно оценить результаты труда всех работников в конкретных условиях и за определенный промежуток времени.

Отличия в оценке категорий персонала

Легче всего провести оценку рабочих, в особенности работающих по сделке. Все их показатели выражаются исключительно в количество произведенных товаров и их качестве. Для оценки результатов труда сдельного рабочего необходимо сравнить план с результатом его работы.

Труднее оценить работу руководителей или специалистов. Это обусловлено трудностями с оценкой их способности влиять на работу конкретного производственного участка или управленческого звена.

Если оценивать конечный результат труда управленца в общем, то нужно обозначить степень или уровень достижения цели его деятельности при наименьших затратах. Здесь важно охарактеризовать качественные и количественные показатели, точно отражающие поставленный перед подразделением или участком результат.

СПРАВКА! Показатели могут быть различны. К ним относят и объем работы, и ее качество, ценность и так далее. Более сложного подхода требует результативность труда, которая имеет увеличенный набор показателей.

Критерии оценки

    Для проведения анализа результатов труда нужно определить оценочные критерии. Каждая компания должна обозначить порог с принятыми всеми требованиями. Выполнение этих требований будет влиять на положительную или отрицательную оценку труда.

    Устанавливая критерии оценки, нужно принимать во внимание:

    — определенные задачи, которые будут решаться с применением результатов оценки (увеличение оклада, повышение по карьерной лестнице, увольнение и прочее);

    — должность и категория работника, для которого определяется критерий с учетом дифференцирования, в зависимости от разных факторов (например, ответственность, сложность процесса, характер деятельности и так далее).

    Обычно в управленческом аппарате выделяют 3 категории сотрудников, каждая из которых имеет свои задачи в процессе управления. Специалисты разрабатывают и подготавливают решения, руководство оценивает и принимает их, а дополнительно следит за качеством и осуществляет контроль сроков исполнения.

    Управленческий труд и его результаты

    Из-за имеющегося в управленческом аппарате разделения, работа руководителя оценивается через результаты труда в организации, то есть через подведение итогов производственно-хозяйственной деятельности всего предприятия или его подразделений. Также в учет берутся социально-экономические условия труда подчиненных этого руководителя, к примеру их мотивированность, размер  зарплат и  так далее.

    Результат труда специалистов оценивается, исходя из качества, объема, своевременности и полноты выполняемых обязанностей, которые прописаны в должностной инструкции.

    СПРАВКА! Выбирая основные показатели, необходимо учитывать их прямое влияние на конечный результат работы всего предприятия.

    Производительность труда

    Этот показатель является очень важным для характеристики результатов труда. Чем он выше, тем меньше нужно затрат на весь процесс производства. Производительность труда рабочих указывает на рентабельность организации.

    Он рассчитывается за определенный период времени.

    Полученные сведения дают возможность составить плановые задания, например, провести расчет будущих объемов выпуска продукции, выручку, сделать закупку материалов, составить сметы, нанять рабочих и так далее.

    Производительность труда характеризуется двумя показателями:

    — выработкой, показывающей объем продукции, который производится одним рабочим за конкретный период времени (час, день, неделя);

    — трудоемкостью, указывающей на количество времени, уходящей у одного сотрудника на производство одной единицы продукции.

    По мнению экономистов, грамотный подход к производительности труда позволяет увеличить доход организации, значительно сэкономив на фонде заработной платы.

    Экономические результаты труда

    Прибыль является основным показателем, характеризующим результаты трудовой деятельности всего рабочего коллектива. Процесс установления прибыли происходит в 3 этапа. Первый определяет балансовую прибыль, второй — расчетную, третий — чистую. Она  распределяется по разным статьям внутри организации.

    СПРАВКА! Небольшая часть чистой прибыли остается в распоряжении аппарата управления предприятием, как быстродействующий резерв.

    Стимулирование персонала

    Вознаграждение является одной из его компонентов. Целью этого является привлечение работника, поощрение труда, закрепление имеющегося кадрового резерва, контроль издержек на рабочую силу.

    https://www.youtube.com/watch?v=TJv2ztlg91M

    Для человека вознаграждением может считаться все, что он считает для себя ценным. Вознаграждение за труд может быть внутренним и внешним.

    Под внутренним вознаграждением понимают сам рабочий процесс, значимости работы, чувство достижения поставленной цели, самоуважения. Для обеспечения такого вознаграждения нужно только создать условия для работы и установить ясные цели и задачи.

    Внешнее вознаграждение за работу дается предприятием. Сюда относят похвалу, признание, продвижение по карьерной лестнице, символы престижа, увеличение зарплаты, денежные выплаты, дополнительные отпуска, погашение страховки и так далее.

    Также вознаграждение делится на материальное и нематериальное. Кроме того, вознаграждение может быть индивидуальным или коллективным.

    Источник: https://onlineserviceip.ru/kadry/rezultat-truda-osnovnye-ponyatiya-i-pokazateli.html

    Урок 4: Что такое труд?

    Результаты труда

    План урока:

    Виды деятельности человека

    Особенности трудовой деятельности

    Творчество

    Для чего нужен труд

    Почему труд оценивается по-разному

    Уровни мастерства работника

    Как выбрать будущую профессию

    (Источник)

    Виды деятельности человека

    На протяжении жизни люди постоянно заняты какой-либо деятельностью. Деятельность – это определенные последовательные действия, имеющие свою цель. Выделяют следующие основные виды деятельности человека:

    • Игра;
    • Общение;
    • Обучение;
    • Труд;
    • Творчество.

    Для детей игра – это своеобразный способ познания окружающего мира, подражание деятельности взрослых. Дети не осознают целей игры, они просто наслаждаются процессом, таким способом времяпровождения.

    Очень часто девочки и мальчики представляют себя в роли: военного, врача, кулинара, матери, продавца. Так, они воображают свою профессию, привыкают к выполнению в будущем своей общественной роли.

    Без общения трудно представить себе основные виды деятельности человека. Общение способствует плодотворному сотрудничеству, установлению контакта между людьми. Этот вид деятельности помогает передать ценную информацию, обмениваться чувствами, переживаниями, впечатлениями друг с другом.

    Подготовкой к труду для ребенка становится учеба. Обучение – важный процесс, занимает минимум 11 лет в жизни каждого. За эти годы ребенок получает новые знания, навыки, умения, необходимые для жизни в обществе и будущей трудовой деятельности. Благодаря обучению человек познается самого себя, окружающий мир, получает ответы на значимые для него вопросы.

    (Источник)

    Без учебной деятельности человечество не смогло бы развиваться, опыт предыдущих поколений был бы утрачен. Именно благодаря обучению, человек может развиваться, совершенствовать интеллектуальные, физические, творческие способности.

    В процессе своего развития, личность постепенно осваивает трудовую деятельность.

    Особенности трудовой деятельности

    Трудовая деятельность направлена на создание вещей, продуктов, ценностей, необходимых отдельному человеку и всему обществу.

    Кроме того, она может быть направлена на создание определенных услуг: страховых, ритуальных, туристических, медицинских, информационных.

    В современном мире все больше возрастает потребность в трудовой деятельности, направленной на создание услуг, нежели товаров, вещей.

    Трудовая деятельность человека характеризуется рядом особенностей:

    1. Она совершается осознанно, направлена на достижение определенной цели;
    2. Результаты труда несут ценность, полезность для общества;
    3. Успешное выполнение деятельности возможно благодаря специальной подготовке, выработке навыков, умений, развитию способностей;
    4. Результатом труда является денежное вознаграждение либо моральное удовлетворение (если это волонтерская трудовая деятельность).

    ! Животные тоже умеют трудиться. Но в отличие от них, человек способен не просто использовать дары природы, а преобразовывать их в новые вещи, предметы, механизмы, он может создавать и творить.

    (Источник)

    Выделяют следующие виды трудовой деятельности человека:

    • Хозяйственная деятельность (материальная) – направлена на создание многообразных материальных благ, преобразование природных ресурсов (строительство домов, производство тетрадей, создание двигателей);
    • Духовная деятельность – связана с производством нематериальных ценностей, поиском смысла жизни, формированием представлений об окружающем мире (съемка фильма, написание книги, создание произведений искусства);
    • Общественная – деятельность, направленная на преобразование социума, борьба за права отдельных групп людей, продвижение собственных интересов в общество (такую деятельность осуществляет Гринпис, Фонд защиты детей).

    Виды профессиональной деятельности человека определяют в зависимости от видов труда: физического, интеллектуального, смешанного. Физический труд не требует специальных навыков, знаний, только хорошую физическую подготовку. Умственным трудом могут заниматься прошедшие обучение, освоившие специальные знания, выработавшие определенные навыки.

    Творчество

    Творчество это отдельный вид деятельности человека, но многие относят его к труду. Разберемся, так ли это. Главное отличие творчества от остальных видов деятельности – появление чего-либо совершенного нового, не виданного раньше обществом. Примеры творческой деятельности:

    • Поэт пишет стихи;
    • Художник рисует женский портрет;
    • Изобретатель создает новый вид двигателя;
    • Программист изобретает компьютерную программу, способную определять настроение человека.

    В каждом случае результат творческой деятельности имеет определенную ценность, полезность обществу. Она совершается осознанно, и направлена на достижение цели. Таким образом, творчество – один из видов нематериальной трудовой деятельности.

    (Источник)

    Чтобы заниматься творчеством, нужны воображение, талант, творческие способности, оригинальный подход. Результатами творческой деятельности являются предметы искусства, художественные произведения, шедевры живописи, кинематографа, музыки.

    Для чего нужен труд

    Труд сыграл решающую роль в историческом развитии человечества. Благодаря совершенствованию орудий труда человек научился производить более сложные изделия, предметы быта, вещи. С разделением труда повысилась его результативность, люди смогли в большей степени удовлетворять собственные потребности. Труд становился многообразным, совершенствовался с каждым веком.

    Для чего нужен труд в современном обществе, можно понять из функций, которые он выполняет:

    1. Удовлетворение материальных потребностей (создание вещей, товаров, услуг нужных обществу);
    2. Удовлетворение духовных потребностей (производство ценностей, художественных произведений, развитие культуры);
    3. Самосовершенствование – развитие способностей, навыков умений в процессе трудовой деятельности;
    4. Развитие всего общества (экономики, науки, культуры);
    5. Обеспечение безопасности и комфортных условий для человека.

    Благодаря совместной трудовой деятельности люди объединяются в группы, устанавливают контакт друг с другом, налаживают общение. Это хорошо знают учителя. Поэтому, классный руководитель, желая сплотить всех ребят в классе, отправляет их на субботник, заставляет убрать класс, нарисовать совместно стенгазету.

    (Источник)

    Почему труд оценивается по-разному

    Оценка результатов труда выражается в разном денежном вознаграждении. Другими словами, люди разных профессий, занимающие определенные должности получают неодинаковую заработную плату. Некоторые считают, что чем больше они приложат усилий, тем больше будет вознаграждение за труд, но это не совсем так.

    Например, грузчик выполняет тяжелую физическую работу, работает до 10 часов в сутки и получает заработную плату в 10 раз меньше бухгалтера. Последний выполняет свои обязанности, сидя в уютном кабинете, уходит домой ровно в 5 часов вечера. Грузчику может показаться, что это большая несправедливость, он не понимает, почему труд оценивается по-разному.

    Такая разница в заработной плате связана с выгодой, доходом, полезностью выполняемой работы. Польза, приносимая грузчиком – выгрузка мебели, бухгалтером – расчет общих расходов и доходов, заработной платы для всего предприятия. Таким образом, часто физический труд менее оплачиваемый, чем умственный, несмотря на тяжелые условия и продолжительность рабочего дня.

    (Источник)

    Кроме того, на размер заработной платы влияет:

    • Уникальность создаваемого оборудования, техники, произведений художественного и музыкального творчества. Труд изобретателей, талантливых и гениальных людей оплачивается значительно выше;
    • Производительность труда – чем больше работник сделал единиц продукции за месяц, тем выше оплата;
    • Сложность труда – вознаграждение зависит от уровня квалификации рабочего.

    Чтобы получить высокооплачиваемую специальность человек должен учиться, осваивать разные технологии, иностранные языки, постоянно развиваться. Чем больше требуется специальных знаний, умений для выполнения работы, тем выше будет заработная плата. Наличие опыта и требуемых знаний называют квалификацией.

    Уровни мастерства работника

    Сложный труд требует высокого уровня мастерства, специальной подготовки, определенных навыков, знаний. Высокий профессионализм может быть достигнут представителями совершенно разных профессий: музыкантов, врачей, учителей, менеджеров, столяров, программистов. Чем совершеннее мастерство работника – тем больше ценится его труд, выше заработная плата.

    Из чего складывается мастерство работника:

    • талант;
    • способности;
    • личный опыт;
    • специальные знания;
    • умение выполнять сложные операции;

    При желании, каждый со временем может стать первоклассным профессионалом. В зависимости от уровня профессионального мастерства труд подразделяется на высококвалифицированный и низкоквалифицированный.

    Малоквалифицированный труд – это деятельность, не требующая долгой подготовки, работа за которую может взяться практически любой. Такой труд обычно оплачивается намного меньше, но требований к специалистам так же немного. Примеры: уборщица, дворник, посудомойка, грузчик.

    Высококвалифицированный труд – это работа, выполнение которой дается не каждому. Ее может сделать только профессионал, обладающий знаниями, большим опытом, умениями, специальными навыками.

    Чтобы овладеть такой профессией – необходимо учиться, проходить специальную практику, набираться опыта.

    Примеры высококвалифицированных профессий: инженеры, программисты, конструкторы-модельеры, художники, учителя, врачи.

    (Источник)

    Как выбрать будущую профессию

    Выбирать профессию нужно не только ради высокой заработной платы, она должна приносить удовольствие, удовлетворение, быть по душе работнику. Многие взрослые жалуются, что в прошлом совершили неверный выбор, выучились не на ту специальность. Другие, выбрав дело по душе, не могут заработать на этом денег. Поэтому, определение будущей специальности дело важное и ответственное.

    Психологи дают советы, как выбрать профессию по душе:

    1. Нужно знать о своих способностях, наклонностях, талантах. У кого-то математический склад ума, другие гуманитарии, это нужно учитывать при выборе будущей работы;
    2. Выбрав желаемую профессию узнать о ней все, интересоваться не только уровнем заработной платы, но и обязанностями работника. Желательно пообщаться со специалистом, работающим в этой сфере, расспросить его;
    3. Полезно попробовать свои силы в желанной сфере деятельности. Например, ученику желающему стать учителем провести несколько уроков в день самоуправления в школе;
    4. Нужно оценить перспективы выбранной профессии (будет ли она в будущем востребована, популярна и высокооплачиваема).

    Трудовая деятельность должна приносить радость, удовлетворение, денежное вознаграждение работнику и пользу всему обществу.

    (Источник)

    Источник: https://100urokov.ru/predmety/chto-takoe-trud

    Ваша работа
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: