Пятифакторный личностный опросник МакКрае и Коста (Большая пятерка)

Психологическая оценка персонала | Лаборатория Гуманитарные технологии

Пятифакторный личностный опросник МакКрае и Коста (Большая пятерка)
Лаборатория Гуманитарные Технологии Контакты:

Адрес: Кутузовский проспект, дом 36, строение 3 121170 Москва,

Телефон:+7 495 514-31-15, Электронная почта: test@ht.ru

Этот тест – лучший выбор в тех ситуациях отбора и оценки, когда время на тестирование личностных качеств сильно ограничено: например, в случаях единовременного применения большой батареи тестов и других оценочных процедур.

Описание теста | Типичные задачи | Структура методики | Представление результатов | История создания | Психометрические параметры | Отзывы и примеры использования | Публикации | Обучение

  Презентация “Тесты личности”.Пройти демо-версию теста

Компьютеризованный тест-опросник предназначен для экспресс-диагностики уровня выраженности пяти так называемых “больших” факторов темперамента и характера. Тест гораздо короче, чем большинство многофакторных опросников этого уровня, и получаемый с его помощью личностный профиль обладает высокой степенью обобщенности. Его удобно использовать в условиях дефицита времени.За счет применения ипсативной технологии достигается максимальная экономия времени тестирования и защита от социальной желательности.Методика оценки пяти “больших” факторов темперамента и характера также доступна в удобном и легком для респондентов традиционном формате личностного тест-опросника, который рекомендуется к использованию в профориентации и для самопознания.

ТИПИЧНЫЕ ЗАДАЧИ

  1. Массовый подбор
  2. Оценка специалистов

СТРУКТУРА МЕТОДИКИ

Данная версия методики Big 5 (ipsative) состоит из 50 заданий, в каждом из которых респондент должен выбрать одно из двух предъявленных утверждений (некоторые утверждения описывают типичные для респондента способы поведения и реагирования, другие представляют собой пословицы и поговорки, с которыми респондент может согласиться или не согласиться).

Пример задания для теста Big 5 (ipsative)

Методика создана по особой методологии. В ней предъявляются так называемые ипсативные вопросы, в которых респонденту приходится совершать вынужденный выбор между двумя альтернативами. Определенная искусственность состоит в том, что ни одна из альтернатив может не отражать истинных пристрастий испытуемого.

Тем не менее шкалы, сконструированные по ипсативному принципу, позволяют эффективно преодолевать тенденцию испытуемых давать социально желательные ответы, так как оба суждения, включенные в вопрос, специально подобраны так, что уравновешены по предварительно установленному уровню «социальной желательности».

Кроме того, ипсативная технология позволяет сократить время тестирования почти вдвое. Время выполнения данного теста — 10-15 минут.

Пять шкал методики представляют собой точное воспроизведение факторов “Большой Пятерки” в их международном варианте.

  • экстраверсия — интроверсия (высокий полюс фактора — общительность, уверенность в себе, активная позиция в коммуникации; низкий — сдержанность, замкнутость)
  • согласие — независимость (эта шкала является индикатором стиля межличностного взаимодействия; высокий полюс — склонность к сотрудничеству, кооперации, дружелюбие, в крайней степени — ведомость; низкий — тенденция полагаться на свое собственное мнение, конкурировать, соревноваться с другими людьми, крайняя степень выраженности — враждебность)
  • самоконтроль — импульсивность (высокие показатели отражают наличие такой группы качеств, как пунктуальность, последовательность, умение следовать алгоритму, стандарту, крайняя степень — педантизм; низкие — ситуативность, непоследовательность, способность выйти за рамки стандартных схем действий, в крайней степени — гибкость моральных суждений и хаотичность)
  • эмоциональная стабильность — тревожность (эта шкала отражает устойчивость, быстроту адаптации к стрессовым ситуациям, спокойствие, стабильность, уверенность в себе — на высоком полюсе шкалы противоположны эмоциональности, восприимчивости, тревожности, незащищенности — на низком)
  • новаторство-консерватизм (эта шкала показывает любознательность, увлеченность, открытость новому опыту, ориентацию на преобразование — на высоком полюсе; и консерватизм, прагматическую направленность, традиционализм, ориентацию на сохранение — на низком)

Данная версия включает 50 наиболее информативных заданий (пар утверждений), показавших лучшие психометрические показатели на материале как пилотажных исследований, так и дополнительного исследования на выборке из 255 кандидатов, проходивших тестирование при трудоустройстве на различные позиции в коммерческих компаниях. На каждую шкалу приходится 14-16 утверждений (Экстраверсия, Эмоциональная стабильность, Новаторство — по 14; Согласие — 15; Самоконтроль — 16).

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

В методике представлены три варианта отчета:

   для респондента (краткое и понятное широкому кругу людей описание качеств характера, выполненное в дружелюбном ключе, без использования профессиональной терминологии);

   для психолога (пояснение причин проявления выявленных особенностей, соотнесение их с другими факторными системами описания личности);
    бизнес-интерпретация (прогноз эффективности в различных видах деятельности, описание сильных и слабых сторон респондента, прогноз конфликтности и особенностей поведения в конфликтной ситуации).

Каждый отчет может включать до трех блоков представления результатов в виде:

  • графического профиля, указывающего значения факторов;
  • текстовых сообщений-интерпретаций факторов;
  • табличных данных, в которые включены сырые баллы, стены, а также процентили (процент от выборки стандартизации).

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

“Большая пятерка” (англ. Big Five) — пять личностных факторов, которые чаще всего выявлялись в качестве устойчивых факторов независимыми учеными в разных странах в ходе масштабных статистических и психолингвистических исследований. Одной из таких работ было опубликованное в 90-е годы исследование русскоязычной лексики личностных черт, проведенное А.Г.Шмелевым и В.И.Похилько.

Вопросы теста Big 5 (ipsative)изначально были отобраны из банка уже проверенных информативных заданий традиционной версии методики “Большая Пятерка” (опросник) и версии “Большая Пятерка — Поговорки”.

Отобранные утверждения и поговорки были сгруппированы в пары с учетом уровня их социальной желательности (в пару включались утверждения с одинаковым уровнем социальной желательности).

В процессе двух серий пилотажных исследований на Интернет-выборке добровольцев (около 300 испытуемых в каждом исследовании) была собрана статистика по данным парам утверждений, на основе которой были выбраны лучшие по психометрическим показателям пары.

Первая версия методики создана в 2009 году Ивановой О.Н. под руководством проф. А. Г. Шмелева.

Вторая (обновленная) версия выпущена в 2010 году.

ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

Надежность теста как средства измерения определяется низкой вероятностью ошибок измерения тестовых баллов и тем, в какой мере результаты измерений воспроизводятся при многократном использовании теста по отношению к данной группе испытуемых.

Оценка внутренней согласованности теста производилась посредством расчета альфа-коэффициента Кронбаха.

Данный коэффициент представляет собой оценку надежности, базирующуюся на гомогенности шкалы или сумме корреляций между ответами испытуемых на вопросы внутри одной и той же тестовой формы.

Надежность-согласованность (коэфф. Альфа-Кронбаха):

Шкала тестаКоэффициент Альфа-Кронбаха
экстраверсия — интроверсия 0,61
согласие — независимость 0,56
самоконтроль — импульсивность 0,60
эмоциональная стабильность — тревожность 0,58
новаторство-консерватизм 0,62

Этот уровень надежности может показаться низким по меркам обычных личностных тест-опросников, но характерен для компактных (коротких) ипсативных тест-опросников.

Исследование ретестовой надежности методики проводилось на выборке из 46 человек (добровольцев), которые проходили тестирование по методике Big 5 (ipsative)два раза, с двухнедельным интервалом между процедурами. Получены достаточно высокие показатели ретестовой надежности для всех оцениваемых тестовых шкал.

Показатели ретестовой надежности:

Шкала тестаРетестовая надежность
экстраверсия — интроверсия 0,85
согласие — независимость 0,79
самоконтроль — импульсивность 0,73
эмоциональная стабильность — тревожность 0,76
новаторство-консерватизм 0,77

Внешняя валидность методики оценивалась путем сопоставления тестовых данных и самооценки респондентом выраженности у себя соответствующих личностных качеств. В исследовании приняли участие 36 добровольцев. Значимые корреляции тестовых баллов с самооценкой получены для всех измеряемых шкал:

Шкала тестаКоэф.корреляции тестового балла с самооценкой
экстраверсия — интроверсия 0,61
согласие — независимость 0,35
самоконтроль — импульсивность 0,60
эмоциональная стабильность — тревожность 0,52
новаторство-консерватизм 0,49

Исследование по сопоставлению данных ипсативного и традиционного опросника было проведено в 2009-2010 гг.

На выборке из 222 респондентов (сотрудники и кандидаты на вакансии в одной из крупных коммерческих компаний) было проведено тестирование одновременно по двум методикам: Big 5 (ipsative)и “Большая пятерка” (традиционный опросник со шкалой социальной желательности).

Среди общей выборки были выделены две крайние группы, в зависимости от набранного балла по шкале «Социальная желательность» традиционного опросника: группа «откровенных» (с пониженным баллом СЖ) включала 58 человек, группа “неоткровенных” (с повышенным баллом СЖ) — 78 человек.

Для обеих групп были получены значимые корреляции между результатами по одноименным шкалам, измеренным двумя методами (традиционным и ипсативным), однако в группе “откровенных” выявленная связь оказалась выше (см. таблицу):

Шкала тестаКоэф.корреляции (ипсативный и традиционный опросник) в группе «откровенных» / «неоткровенных»
экстраверсия — интроверсия 0,63 / 0,57
согласие — независимость 0,36 / 0,29
самоконтроль — импульсивность 0,40 / 0,28
эмоциональная стабильность — тревожность 0,54 / 0,44
новаторство-консерватизм 0,52 / 0,32

Результаты описанных выше исследований позволяют рассматривать ипсативную технологию тестирования как хорошую альтернативу традиционным опросникам, особенно в тех областях, где важна защита от сознательных искажений со стороны испытуемых (ситуация экспертизы) и экономия времени, затрачиваемого на процедуру диагностики.

В 2013 году было проведено обновление норм методики. Выборка стандартизации – 3100 человек (тестирование в ситуации экспертизы). Плановая проверка методики подтвердила прежние значения надежности – согласованности шкал методики (среднее по шкалам – 0,48).

ОТЗЫВЫ И ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

  • совместно с тестами МОСТ: Условия работы и ТИПС применяется для оценки корпоративных компетенций в ОАО «РЖД» (Корпоративный Университет) (с 2011г.)
  • совместно с тестом СТМ применяется для оценки корпоративных компетенций для ГК «Связной» (с 2011г.)
  • совместно с тестами МОСТ: Условия работы, ТИПС применяется для оценки компетенций в компании «СТИНС КОМАН» (с 2010г.)
  • совместно с тестами ТИПС, СТМ, ИТУПС, ИДС и модулем КОНКОМ используется для оценки корпоративных компетенций в ЛУКОЙЛ Оверсиз Холдинг Лтд. (с 2010 г.)
  • совместно с тестами ТИПС, СТМ и модулем КОНКОМ используется для оценки корпоративных компетенций в ОАО «Ленэнерго» (с 2009 г.)

ПУБЛИКАЦИИ

  • “Портрет “идеального” покупателя”, Портнова Д. С., Рыбникова М. К., HT.RU, 2013;
  • “Диагностика факторов Большой Пятерки методом ипсативного опросника”, Бардина О. Н., Шмелев А. Г.// Современная диагностика в период инноваций: сборник тезисов II Всероссийской научной конференции / редколлегия: Н.А. Батурин (отв.ред.) и др. — Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. С. 55-58.
  • “Что хотел сказать автор?..”, Белорусец А. С., HT.RU, 2012

ОБУЧЕНИЕ

Обучение работе с тестовой методикой доступно в виде дистанционного курса. Также возможно индивидуальное (или в малых группах) очное обучение по программе индивидуального сопровождения пользователя. Разработано методическое пособие, которое поставляется бесплатно всем пользователям теста.

Источник: https://psytest.ht-lab.ru/katalog-testov/lichnost/b5i/

Пятифакторная модель личности

Пятифакторный личностный опросник МакКрае и Коста (Большая пятерка)

Классификация личности, основанная на оценке пяти универсальных черт, в современной психологической науке известна как «пятифакторная модель», «большая пятерка» (Big Five), на основе которой американские психологи П. Коста и Р.

МакКрэй разработали в 1992 году личностный опросник NEO PI (аббревиатура в названии расшифровывается как «нейротизм», «экстраверсия», «открытость»), который является последней версией их более ранних тестов NEO Inventory (1978, 1983) и NEO Personality Inventory (1985, 1990).

Пять фундаментальных черт, универсальных факторов, составляющих структуру личности человека, – результат пятидесятилетних научных поисков ученых многих стран мира.

Это «нейротизм» (neuroticism, N), «экстраверсия» (extraversion, E), «открытость опыту» (openness to experience, O), «согласие» (agreebleness, A) и «сознательность» (conscientiousness, C).

Хотя теоретики уже договорились относительно того, какие это черты, разногласия между психологами ещё остаются в их обозначении.

Так, японский исследователь личности Хийджиро Тсуйи, адаптируя американскую пятифакторную личностную методику для японской популяции, предложил биполярность для каждого фактора: Экстраверсия – интроверсия, привязанность – отделенность, контролирование – естественность, эмоциональность – эмоциональная сдержанность, игривость – практичность, что позволяет, как он считает, полнее охарактеризовать личность, так как каждый полюс черты отражает её своеобразие.

Согласно своему подходу к пятифакторной структуре личности, Тсуйи следующим образом характеризует обобщенные черты-факторы и их первичные компоненты.

Экстраверсия – интроверсия

Первый фактор рассматривается Х. Тсуйи традиционно, но в отличие от интерпретации, предложенной У. Норманом, японский исследователь учитывает значения полюсов этого фактора, первичными компонентами которого являются: активность – пассивность, доминирование – подчиненность, общительность – замкнутость, поиск новых впечатлений – избегание новых впечатлений.

Привязанность – отделенность

Суть второго фактора – взаимодействие с людьми.

Термин «Привязанность» для обозначения фактора подходит лучше, чем «конформность», используемый в американском оригинале, и включает в себя такие личностные диспозиции, как дружеское расположение, доверчивость, сотрудничество, а также зависимость и принятие индивида группой.

Противоположный полюс этого фактора «Отделенность» содержит в себе не только признаки дистанцирования и соперничества, но и независимости. Компонентами второго фактора являются: теплота – равнодушие, сотрудничество – соперничество, доверчивость – подозрительность, понимание – непонимание, уважение других – самоуважение.

Контролирование – естественность

Тсуйи намеренно не использует термин «сознательность», так как он имеет слишком тесную привязанность к этическим понятиям и слишком узкое семантическое значение. Суть третьего фактора – волевая регуляция поведения. Контролирующий себя индивид, как правило, проявляет целеустремленность, добросовестность, методичность и настойчивость.

Естественный в своем поведении человек, напротив, стремится к гармоничным отношениям с природой, он как бы «плывет по течению жизни».

Японский вариант пятифакторного личностного опросника содержит следующие первичные компоненты этого фактора: аккуратность – неаккуратность, настойчивость – отсутствие настойчивости, ответственность – безответственность, самоконтроль – импульсивность, предусмотрительность – беспечность.

Эмоциональность – сдержанность

Четвертый фактор содержит в себе характеристики аффективной сферы личности. Эмоциональность у человека проявляется в повышенной чувствительности к средовым воздействиям, особенно в стрессовых ситуациях. Такая личность также предрасположена к тревоге и депрессии.

Эмоциональная сдержанность, напротив, характеризует человека как склонного проявлять уживчивость, неторопливость и самодостаточность.

Компонентами четвертого фактора являются: тревожность – беззаботность, напряженность – расслабленность, депрессивность – эмоциональная комфортность, самокритичность – самодостаточность, эмоциональная лабильность – эмоциональная стабильность.

Игривость – практичность

Пятый фактор представлен как «Игривость». Суть его – игра, которая даёт возможность личности плавно «переходить» из реального мира в нереальный, воспринимать необычные образы, мысли, чувства, символику искусства и свободно ими наслаждаться.

С другой стороны, «Практичность» – черта, проявляющаяся у личности в тенденции соответствовать реальности, что в своих крайних проявлениях ведет к конформизму, жестокости и авторитаризму.

Первичными компонентами этого фактора являются: любопытство – консерватизм, мечтательность – реалистичность, артистичность – неартистичность, сензитивность – низкая чувствительность, пластичность – ригидность.

Согласие психологов, касающееся номинации наиболее важных черт личности и ограничение их количества пятью, достаточно знаменательно. «Большая Пятерка» адаптирована на многих языках, в том числе сейчас, её японская версия, на русском.

На кафедре общей и социальной психологии Курганского Государственного Университета в 1996 – 99 годах была проведена адаптация и стандартизация пятифакторного опросника личности (5PFQ), разработанного японским исследователем Х. Тсуйи.

Источник: https://brainmod.ru/tests/manual/big-five/

Пятифакторный опросник личности

Пятифакторный личностный опросник МакКрае и Коста (Большая пятерка)

Материал Psylab.info – энциклопедии психодиагностики

Пятифакторный личностный опросник, более известный как «Большая пятерка» («Великолепная пятерка») был разработан в 1983-1985 гг. американскими психологами Р. МакКрае и П. Коста. В последующем опросник совершенствовался и в окончательном виде в 1992 г. представлен тестом NEO PI (от англ. «нейротизм, экстраверсия, открытость – личностный опросник»).

По мнению авторов выделенных на основе факторного анализа пяти независимых переменных (нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, сотрудничество, добросовестность) вполне достаточно для адекватного описания психологического портрета личности.

Опросник создавался в расчёте на честного и сотрудничающего испытуемого и не содержит шкал, предназначенных для проверки правдивости ответов. Поэтому, весьма важным яаляется правильное инструктирование испытуемого.

В данной статье представлен вариант адаптации 5PFQ (сост. Хийджиро Теуйн) в адаптации А.Б. Хромова.

Пятифакторный опросник личности представляет собой набор из 75 парных, противоположных по своему значению, стимульных высказываний, характеризующих поведение человека.

Стимульный материал имеет пятиступенчатую оценочную шкалу Лайкерта (-2; -1; 0; 1; 2), с помощью которой можно измерять степень выраженности каждого из пяти факторов (экстраверсия – интроверсия; привязанность – обособленность; самоконтроль – импульсивность; эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость; экспрессивность – практичность).

Теоретические основы

Теоретической основой опросника является пятифакторная модель личности.

Пять фундаментальных факторов, позволяющих охарактеризовать структуру личности человека, были определены в итоге научных исследований психологов разных стран (Г. Олпорт, Д. Гилфорд, Р. Кэттелл, Г. Айзенк, Р. МакКрэй, П. Коста и др.) на протяжении пяти десятилетий. К этим факторам относятся:

  • “нейротизм” (neuroticism, N),
  • ”экстраверсия” (extraversion, E),
  • “открытость опыту” (openness to experience, O),
  • “согласие” (agreebleness, A),
  • “сознательность” (conscientiousness, C).

Р. МакКрае и П. Коста использовали для обозначения пяти факторов следующие термины: 1. нейротизм, 2. экстраверсия, 3. открытость опыту, 4. сотрудничество, 5. добросовестность.

Адаптации и модификации

В русском переводе опросник был адаптирован к условиям русской культуры В. Е. Орлом в соавторстве с А. А. Рукавишниковым и И. Г. Сениным. Известна японская версия «Большой пятерки» 5PFQ, (сост. Хийджиро Теуйн), которая также была переведена и адаптирована в 1995-1999 гг. к отечественным условиям социальной среды психологами Курганского государственного университета (А. Б. Хромовым).

Инструкция

Перед Вами опросник, состоящий из 75-и противоположных по значению высказываний, каждое из которых выявляет важные свойства личности и особенности поведения человека в некоторых жизненных ситуациях.

В данном опроснике нет утверждений правильных или неправильных, так же как нет “хороших” или “плохих” черт личности, поэтому следует оценить все 75 высказываний.

Все стимульные фразы разделены оценочной шкалой. Прочтите внимательно высказывание и определите, какая его часть больше соответствует особенностям Вашей личности.

Если Вы считаете, что левая, то используйте для оценки символы -2 и -1 шкалы, если Вы считаете, что правая, то используйте правую часть шкалы (+2 и +1).

Цифрами Вы отразите степень выраженности оцениваемого признака: 2 – сильно выражено, 1 – слабо выражено, если Вы сомневаетесь в выборе, то выбирайте 0.

Все оценки заносятся в левую ячейку бланка ответов.

Обработка результатов

Оценочные значения высказываний переводятся в баллы в соответствии со следующей таблицей:

Оценочная шкала Баллы
-2 -1 0 1 2
5 4 3 2 1

Балльные оценки проставляются в бланк ответов в правые ячейки соответствующих высказываний. Каждый из основных (вторичных) пяти факторов состоит из пяти первичных факторов. К примеру, основной фактор «экстраверсия – интроверсия» состоит из первичных факторов 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5.

В количественном выражении первичные факторы определяются суммированием трех балльных оценок. К примеру, первичный фактор 1.1 «активность – пассивность» оценивается суммой баллов, полученных на высказывания 1, 6, 11.

Суммирование балльных оценок первичных факторов по вертикали определяет количественную выраженность соответствующего основного фактора. К примеру, сумма баллов первичных факторов 1.1, 1.2,1.3, 1.4, 1.5 определяет количественную выраженность первого основного (вторичного) фактора «экстраверсия – интроверсия» (см. Бланк ответов).

Нормативные данные

В таблице ниже приводятся нормы оценок по шкалам пятифакторного опросника, полученные в ходе тестирования взрослых и подростков обоего пола, используя которые можно перевести тестовые значения факторов конкретного испытуемого в Т-шкалу. На основе переведенных в один масштаб значений вторичных и первичных факторов можно отобразить в графическом виде психологический профиль личности.

Т-балл вычисляется по следующей формуле:

[math]T = 50 + \frac{10 (X – M)}{S.D.}[/math]

где М – среднеарифметическое, S. D. – стандартное отклонение.

Факторы девочки девушки мальчики юноши14 -17 лет 18-23 лет 14 -17 лет 18-23 лет N – 87 N – 219 N – 58 N – 98 М S.D. М S.D. М S.D. М S.D. Вторичные факторы Первичные компоненты 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5
1.0 Экстраверсия – Интроверсия 55.7 9.1 52.4 7.9 50.8 8.4 49.1 8.5
2.0 Привязанность – Отделенность 47.5 11.1 50.1 9.1 47.8 9.8 49.4 8.7
3.0 Контролирование – Естественность 51.7 9.8 49.8 9.8 49.3 12.0 47.8 9.8
4.0 Эмоциональность – Сдержанность 49.3 11.9 48.7 9.8 42.6 9.5 42.9 11.4
5.0 Игривость – Практичность 55.6 9.3 55.8 8.4 52.3 9.8 54.6 6.9
активность – пассивность 11.1 2.6 10.7 2.5 10.9 2.7 10.6 2.4
доминирование-подчиненность 10.0 2.7 10.1 2.6 10.7 2.1 9.4 2.6
общительность – замкнутость 11.8 3.2 10.7 3.0 10.6 3.1 9.5 2.7
поиск впечатлений – избегание 10.4 3.1 9.8 2.3 8.9 2.6 9.4 2.6
привлечение внимания – избегание 11.8 2.4 11.0 2.5 9.9 3.1 10.3 2.5
теплота – равнодушие 9.8 3.4 10.3 2.8 10.1 2.7 10.4 2.3
сотрудничество – соперничеств 8.9 3.6 9.9 2.5 9.7 3.8 10.0 2.7
доверчивость – подозрительност 7.8 3.3 8.1 2.6 7.6 3.0 8.1 2.3
понимание – непонимание 10.1 2.9 10.6 2.6 10.1 2.9 9.8 2.7
уважение других – самоуважени 11.1 2.5 10.9 2.1 11.0 2.7 11.0 1.8
аккуратность – неаккуратност 11.4 2.6 10.3 2.7 10.8 2.7 9.6 2.5
настойчивость – слабоволие 9.9 2.8 10.0 2.8 10.0 3.1 9.2 3.0
ответственность – безответственность 9.6 3.0 10.3 2.6 9.9 2.8 9.6 2.0
самоконтроль – импульсивност 10.6 3.5 9.3 2.8 10.1 3.1 9.9 2.5
предусмотрительность – беспечность 9.9 2.9 9.6 2.6 10.1 3.3 9.7 2.7
тревожность – беззаботность 10.6 3.2 10.7 3.0 9.5 2.8 9.3 3.3
напряженность – расслабленност 8.4 3.4 8.3 2.7 7.6 2.9 8.0 2.8
депрессивность – эмоциональная комфортность 10.1 3.1 9.8 2.8 8.2 2.4 9.9 2.7
самокритика – самодостаточность 9.7 3.5 9.2 2.3 8.5 2.6 8.8 2.5
эмоциональная лабильность – эмоциональная стабильность 11.1 3.3 10.7 3.0 8.9 3.2 8.6 3.1
любопытство – консерватизм 11.5 3.1 11.1 2.6 11.1 3.0 10.6 2.3
мечтательность – реалистичност 10.9 2.7 11.5 2.7 10.0 2.9 11.7 2.6
артистичность – неартистичност 10.8 3.1 11.9 2.4 9.9 2.8 10.8 2.7
сензитивность – нечувствительност 11.1 2.5 11.5 2.1 10.4 2.7 10.9 2.4
пластичность – ригидность 10.2 2.4 10.0 2.4 9.5 2.9 10.1 2.4

Интерпретация результатов

Интерпретация результатов опросника строится на анализе как первичных, так и вторичных (основных факторов). Ниже перечислены характерологические признаки, которые могут быть определены у испытуемого с помощью первичных факторов:

  1. Экстраверсия – интроверсия
    1. Активность – пассивность
    2. Доминирование – подчиненность
    3. Общительность – замкнутость
    4. Поиск впечатлений – избегание впечатлений
    5. Привеление внимания – избегание внимания
  2. Привязанность – обособленность
    1. Теплота – равнодушие
    2. Сотрудничество – соперничество
    3. Доверчивость – подозрительность
    4. Понимание – непонимание
    5. Уважение других – самоуважение
  3. Самоконтроль – импульсивность
    1. Аккуратность – неаккуратность (отсутствие аккуратности)
    2. Настойчивость – отсутствие настойчивости
    3. Ответственность – безответственность
    4. Самоконтроль поведения – импульсивность (отсутствие самоконтроля)
    5. Предусмотрительность – беспечность
  4. Эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость
    1. Тревожность – беззаботность
    2. Напряженность – расслабленность
    3. Депрессивность – эмоциональная комфортность
    4. Самокритика – самодостаточность
    5. Эмоциональная лабильность – эмоциональная стабильность
  5. Экспрессивность – практичность
    1. Любопытство – консерватизм
    2. Любознательность – реалистичность
    3. Артистичность – отсутствие артистичности
    4. Сенситивность – нечувствительность
    5. Пластичность – ригидность

В каждом из первичных факторов слева обозначается черта личности, которая по версии «Большой пятерки» соответствует высоким значениям балльных справа же обозначается черта личности с низкими балльными оценками.

Сумма баллов первичных факторов по вертикали определяет количественную выраженность основного фактора. Минимальное количество набранных баллов для любого основного фактора равно 15, максимальное количество – 75. Условно балльные оценки можно разделить на высокие (51-75 баллов), средние (41-50 баллов) и низкие (15-40 баллов).

Литература

Хромов А.Б. Пятифакторный опросник личности: Учебно-методическое пособие. – Курган: Изд-во Курганского гос. университета, 2000. – 23 с.

Источник: https://psylab.info/%D0%9F%D1%8F%D1%82%D0%B8%D1%84%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8

Ваша работа
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: