Новые правила проведения плановых проверок на соблюдение трудового законодательства

Содержание
  1. Что изменилось в проверках ГИТ в 2020 году
  2. Плановые проверки
  3. Внеплановые проверки ГИТ
  4. Надзорные каникулы для МСБ
  5. Условия прекращения проверки ГИТ
  6. Документы для проверки ГИТ
  7. Длительность проведения проверок
  8. Оформление акта проверки
  9. Как проводится плановая проверка работодателя в целях соблюдения трудового законодательства – НалогОбзор.Инфо
  10. Периодичность
  11. Запрет на проверки
  12. Ежегодный план проверок
  13. Формат проведения
  14. Предупреждение о проверке
  15. Документы для проверки
  16. Участники проверки
  17. Права и обязанности проверяющих и работодателя
  18. Срок проведения проверки
  19. Проверка трудовой инспекции: основания, как проводит, государственный акт и требования к организации по охране труда, срок
  20. Общие положения
  21. Основания
  22. Как проводит проверки государственная инспекция по охране труда?
  23. Государственный акт
  24. Результаты
  25. Заключение
  26. Новый регламент ГИТ. Как инспекторы будут проверять работодателей в 2020 году
  27. До 10 ноября компанию должны включить в план проверок
  28. Сведения от третьих лиц о непредоставлении отпусков — основание для проверки
  29. Инспектор будет запрашивать только те документы, которые указаны в Регламенте
  30. Инспектор не будет проверять исполнение советских актов и писем Роструда и Минтруда
  31. >>>Проверка компании с филиалами не будет длиться дольше 60 рабочих дней
  32. Утвержден новый регламент трудовых проверок
  33. Какие документы могут истребовать
  34. В каких случаях проверки не будет

Что изменилось в проверках ГИТ в 2020 году

Новые правила проведения плановых проверок на соблюдение трудового законодательства

27 авг. 2020

Наталья Кабалюк

7 минут

Приказ Минтруда № 160 от 13.06.2019 ввёл новые требования для инспекторов Государственной инспекции труда. Правила проведения проверок стали более прозрачны для работодателя. Теперь не только инспектор может проверять вашу документацию, но и вы можете контролировать правильность и обоснованность его действий. В статье разберём основные нововведения.

Плановые проверки

Раньше план проверок на следующий год размещали на сайте ГИТ не позднее 1 декабря текущего года. Теперь это будут делать до 10 ноября (п.

41 Административного регламента осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права).

Так работодатели получат больше времени на подготовку к проверке и доработку внутренней документации. 

По новым правилам единый реестр проверок находится в ведении Генпрокуратуры (ст. 13.3 от 26.12.2008 № 294-ФЗ). План, сформированный Рострудом, публикуется на официальном сайта Генеральной прокуратуры. Именно там можно посмотреть график плановых проверок и выяснить, стоит ли ждать инспектора в гости в ближайшие месяцы.

Внеплановые проверки ГИТ

Инициировать внеплановую проверку ГИТ вправе, если получит жалобу на нарушение трудового законодательства. Подать её может работник предприятия или другое лицо. Если в жалобе говорится, что здоровью или жизни работников что-либо угрожает (п.90 Регламента), проверка будет наверняка.

Чтобы снизить риск прихода инспекции, работодателю нужно:

  • вовремя проводить спецоценку условий труда;
  • предоставлять сотрудникам оплачиваемые отпуска;
  • перечислять своевременно и в полном объёме заработную плату;
  • следить, чтобы режим труда и отдыха соблюдался;
  • обеспечивать персонал средствами коллективной и индивидуальной защиты;
  • предоставлять вредникам гарантии и компенсации;
  • оформлять должным образом трудовые отношения;
  • допускать сотрудников к работе только после прохождения обучения, медосмотра, инструктажа и психосвидетельствования;
  • обеспечивать слаженную работу службы охраны труда.

Если поступила жалоба об угрозе жизни или здоровью, проверка проходит без уведомления (п. 98 Регламента). При этом если гражданин захочет отозвать заявление, инспектор всё равно придёт (п. 29 Регламента). 

Если комиссия выявит нарушение, которое может стать причиной нанесения ущерба здоровью или жизни работников, штраф невозможно будет заменить на предупреждение. Например, раньше работодатель мог задерживать зарплату сотрудникам и получить от ГИТ только предупреждение. Теперь за такое нарушение точно будет штраф. 

Надзорные каникулы для МСБ

Для малого и среднего бизнеса в 2020 году предусмотрены надзорные “каникулы”. Проверки ГИТ проводиться не будут (от 01.04.2020 №98-ФЗ). Но есть исключения. Если жизни или здоровью работников что-то угрожает, либо инцидент уже случился — прихода инспектора избежать не удастся. Также следует ждать комиссию, если возникнет чрезвычайная ситуация природного или техногенного характера.

Плановые проверки возможны для предприятия и ИП, если (ст. 26.2 Закона № 294-ФЗ):

  • им присвоен определенный класс риска;
  • они работают в сфере здравоохранения, науки или образования;
  • в течение предыдущих 3 лет были у них штрафы за грубое нарушение КоАП РФ;
  • они работают по лицензии;
  • они подпадают под госнадзор в области использования атомной энергии, радиационной безопасности, контроля качества работы аудиторских компаний и защиты гостайны.

Условия прекращения проверки ГИТ

Работодатель может по своей инициативе прекратить проверку. Для этого нужно направить в ГИТ заявление (п. 27 Регламента). Например, проверку следует прекратить, если в ходе её проведения и организации инспектором были допущены грубые нарушения.

К таким нарушениям можно отнести несоблюдение сроков уведомления. Если ГИТ сообщила о проверке менее, чем за три дня  (п. 53 Регламента), то её результаты не будут действительны (ст. 20 Закона № 294-ФЗ). Если проверка с нарушением уже происходит, её следует прекратить.

Ещё одним весомым поводом для прекращения может быть анонимность обращения, которое послужило поводом для прихода комиссии. Если информация в обращении заведомо ложная, проверку также следует прекратить (п. 27 и 104 Регламента, ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

Документы для проверки ГИТ

Раньше инспектор мог запросить любые документы, которые касаются организации или охраны труда. Перечень не был закреплён законодательно. В новом Регламенте появился исчерпывающий перечень документов и (или) информации, необходимых для осуществления федерального госнадзора и достижения целей и задач проведения проверок соблюдения требований трудового законодательства (п. 13 Регламента).

Важный момент для работодателей! Данный список содержит указания только на группы документов. Если инспектор запросил данные, которых в нём нет, работодателю нужно направить в ГИТ вежливый отказ в выполнении запроса со ссылкой на пункт регламента. 

В перечне документы разделены на группы. Вот наиболее важные из них: 

  • оформление трудоустройства работников, в том числе не достигших 18 лет;
  • организация специальной оценки условий труда;
  • организация охраны труда и проведение периодического обучения;
  • ознакомление персонала с требованиями охраны труда.

Документы из п. 14 Регламента инспектор не вправе требовать у работодателей, потому что может получить их от других ведомств (п. 8 Регламента).

Закон запрещает инспектору требовать выполнения нормативных актов советского периода, а также документов РФ, которые не зарегистрированы в Минюсте России и не опубликованы (п. 8 приказа Роструда от 13.06.2019 № 160). 

Например, журналы учёта выдачи инструкций по охране труда и направлений на медосмотр работодатель теперь ведёт исключительно по своему усмотрению. Инспектор не может этого требовать в предписании. 

Также инспектор не может требовать от работодателя ведения документации или бланков по форме ГОСТов, если предприятие не указало в своих локальных нормативных актах, что следует этим ГОСТам.

Длительность проведения проверок

Если проверка занимает слишком много времени, это вредит бизнесу. Чтобы обезопасить предприятия от потерь из-за нерасторопности проверяющих органов, законодательство ввело ограничения. Теперь проверка не может длиться больше 20 рабочих дней (ст. 13 №294 ФЗ). Проверять малые предприятия можно не дольше 50 часов в год. Для микропредприятий действует ограничение в 15 часов в год.

Для предприятий с филиалами в нескольких субъектах РФ закон закрепляет срок проверки общей длительностью не более 60 рабочих дней (пп. 24 и 62 Регламента и ч. 4 ст. 13 № 294-ФЗ).

Если проверка требует длительных расследований, экспертиз и испытаний, срок её проведения могут увеличить не более, чем в 2 раза (п. 24 Регламента). Внеплановые проверки при этом не могут длиться более 20 дней (п. 107 Регламента).

Оформление акта проверки

Регламент даёт подробные инструкции по составлению актов проверки. Например, выявленные нарушения инспектор должен изложить подробно, ссылаясь при этом на статьи и пункты законов, требования которых нарушены. Ту же тщательность нужно соблюдать и в подготовке предписания об устранении нарушений. 

Вместе с актом нужно обязательно хранить пояснения, проверочные листы и иные доказательства результатов проверки (п. 69, 70, 72, 74 Регламента). 

Акт проверки передают лично в руки, либо направляют электронным документом с усиленной квалифицированной электронной подписью, если на проверяемом предприятии организован электронный документооборот. По почте простым письмом отправлять этот документ запрещается (п. 78, 81 Регламента).

Если работодатель не получил акт проверки, он может обратиться в ГИТ с заявлением и результаты проверки отменят (ч. 4 ст. 16 Закона № 294-ФЗ и ст. 20 Закона № 294-ФЗ).

Пусть проверки приходят к вам как можно реже, а их результаты будут всегда на “отлично”:)

Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее на “звездной” шкале внизу, где 5 звезд – очень полезна. Мы хотим, чтобы вы получали только нужные материалы, и будем благодарны за обратную связь!

Источник: https://www.akbiz.ru/publications/novoe-v-proverkah-git

Как проводится плановая проверка работодателя в целях соблюдения трудового законодательства – НалогОбзор.Инфо

Новые правила проведения плановых проверок на соблюдение трудового законодательства

В целях соблюдения всеми работодателями трудового законодательства трудовая инспекция проводит плановые и внеплановые проверки (ч. 1 ст. 353, ч. 2 ст. 360 ТК РФ). Порядок их проведения регулируется положениями Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ и Административного регламента, утвержденного приказом Минтруда России от 30 октября 2012 г. № 354н.

Периодичность

Трудовая инспекция может проводить плановые проверки не чаще одного раза в три года (ч. 2 ст. 9 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, п. 9 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875).

Запрет на проверки

Организации и индивидуальные предприниматели, которые относятся к субъектам малого предпринимательства, в целях программы по развитию бизнеса в общем случае временно освобождены от плановых проверок. Мораторий на проверки действует в период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года. Такой порядок предусмотрен в части 1 статьи 26.1 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Исключения предусмотрены для субъектов малого предпринимательства, в отношении которых:

  • ранее вступило в силу постановление о назначении административного наказания за грубое нарушение Кодекса РФ об административных правонарушениях или же имели место дисквалификация или административное приостановление деятельности;
  • было принято решение о приостановлении или аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ.

При этом проверки таких субъектов будут возможны только при условии, что с даты окончания проверки, по результатам которой вынесено постановление либо принято решение, прошло менее трех лет.

Об этом говорится в части 2 статьи 26.1 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Отмена плановых проверок также не распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, которые занимаются видами деятельности из перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944 (ч. 9 ст. 9 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

Сообщать и документально подтверждать статус субъекта малого предпринимательства, чтобы не попасть под плановую проверку, организациям и индивидуальным предпринимателям не нужно. Контролирующие органы проверяют эту информацию самостоятельно при составлении планов проверок (п. 4 ст. 26.1 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

Если работодателя необоснованно включили в планов проверок, оформите специальное заявление для отмены плановой проверки.

Ежегодный план проверок

Основанием для проведения проверки является ежегодный план проверок (ч. 3 ст. 9 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Работодателя могут включить в план, если прошло три года со дня:

  • государственной регистрации организации или предпринимателя;
  • окончания проведения последней плановой проверки;
  • начала осуществления отдельных видов деятельности, которые носят уведомительный характер. Например, производства обуви или производства молока.

Об этом сказано в части 8 статьи 9 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Ежегодный план проверок содержит:

  • сведения о работодателе, в отношении которого будет проведена плановая проверка;
  • цель и основание проведения проверки;
  • сроки начала и окончания проверки;
  • наименование территориальной трудовой инспекции, которая будет проводить проверку.

Об этом говорится в части 4 статьи 9 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Доступ к плану открытый. Узнать, включена ли организация в план проверок трудовой инспекции, можно:

  • на официальном сайте Генеральной прокуратуры России;
  • на официальном сайте Роструда. План проверок на 2016 год на сайте Роструда пока не опубликован.

План проверок на следующий год публикуют на сайте Генеральной прокуратуры РФ до 31 декабря текущего года, а на официальных сайтах территориальных инспекций Роструда – до 1 декабря.

Это предусмотрено частями 5 и 7 статьи 9 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ и пунктом 40 Административного регламента, утвержденного приказом Минтруда России от 30 октября 2012 г. № 354н.

Кроме того, информацию обо всех проводимых плановых и внеплановых проверках бизнеса, их результатах, а также о принятых мерах можно узнать из Единого реестра проверок, который заработал с 1 июля 2015 года. Ведет реестр Генеральная прокуратура России.

В Едином реестре проверок предусмотрена следующая информация:

  • кем и в отношении кого проводилась;
  • цели, задачи, правовые основания, предмет и сроки проведения;
  • информация, указываемая в акте проверки;
  • результаты проверки и принятые меры.

Генпрокуратура России будет вносить в реестр информацию поэтапно. Так, с 1 июля 2015 года в него вошли только проверки федерального госнадзора. С 1 июля 2016 года в него войдут проверки регионального госнадзора, а с 1 января 2017 года – муниципального контроля.

Такой порядок предусмотрен в статье 13.3 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Ознакомиться с Единым реестром проверок можно на официальном сайте Генеральной прокуратуры России.

Если работодатель считает, что его необоснованно включили в ежегодный план проверок – без учета действующего ограничения для субъектов малого предпринимательства, то он вправе подать заявление об исключении из плана. Форма заявления с перечнем прилагаемых к нему документов и порядок его подачи и рассмотрения утверждены постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2015 г. № 1268.

К заявлению приложите:

  • оригинал выписки из реестра акционеров (если организация относится к АО). Его можно получить у держателя реестра акционеров;
  • копию Отчета о финансовых результатах за один год из трех последних лет, которую заверил руководитель организации или уполномоченный им человек. Если отчет не составляете, приложите документ, в котором есть информация о выручке от реализации без учета НДС за один год из трех последних лет;

Заявление и приложения к нему можно подать как на бумаге, так и электронно. Пакет документ направьте в ведомство, которое включило организацию в план проверок.

Рассматривают заявление трудовые инспекторы в течение 10 рабочих дней. А еще через три дня на почтовый адрес из заявления направят принятое решение. По итогам рассмотрения организацию могут исключить из плана проверок либо отказать в этом. Возможно также, что просто вернут документы (если проверку в плане не найдут).

Результат рассмотрения заявления можно обжаловать в вышестоящем ведомстве или в суде. Такие правила установлены пунктами 3–8, 10, 11 и 17 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2015 г. № 1268.

Формат проведения

Плановая проверка может быть проведена в двух формах: выездной и документарной (ч. 11 ст. 9 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

В ходе проведения плановой документарной проверки она может быть переквалифицирована в выездную, если трудовому инспектору потребуется оценить по местонахождению организации соответствие ее деятельности обязательным требованиям трудового законодательства (ч. 3 ст. 12 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

В отношении организаций, подведомственных органам исполнительной власти в областях обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и управления использованием атомной энергией, могут быть проведены только выездные проверки (п. 11 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875).

Предупреждение о проверке

О проведении плановой проверки трудовой инспектор обязан уведомить работодателя за три рабочих дня до ее начала.

Для этого он направляет в организацию, как правило, заказным письмом с уведомлением о вручении копию распоряжения (приказа) о проведении проверки. Форма документа утверждена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г.

№ 141. Об этом говорится в части 12 статьи 9 и части 1 статьи 14 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

В приказе о проведении проверки должны быть указаны следующие сведения:

  • наименование трудовой инспекции;
  • Ф. И. О., должности трудовых инспекторов, уполномоченных проводить проверку, а также привлекаемых к ней экспертов;
  • наименование организации или данные предпринимателя;
  • цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
  • правовые основания для проверки;
  • сроки проведения и перечень мероприятий по контролю;
  • перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю;
  • перечень документов, которые работодатель должен представить для проверки;
  • даты начала и окончания проверки.

Проверку могут проводить только те должностные лица, которые указаны в приказе.

Это предусмотрено частями 1 и 2 статьи 14 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Документы для проверки

При проведении плановой проверки трудовой инспектор вправе проверить документы и сведения, которые относятся к предмету проверки (абз. 3 ч. 1 ст. 357 ТК РФ, ч. 1 ст. 11, ч. 1 ст. 12 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

Участники проверки

Трудовая инспекция может привлекать к проведению плановой выездной проверки экспертов и экспертные организации, которые не состоят в гражданско-правовых и трудовых отношениях с проверяемой организацией и не являются с ней аффилированными лицами. Об этом сказано в части 6 статьи 12 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Права и обязанности проверяющих и работодателя

В ходе проведения плановой проверки трудовые инспекторы и работодатели имеют определенные права и обязанности (ст. 12 и 15 Конвенции об инспекции труда от 11 июля 1947 г. № 81, ст. 357 и 358 ТК РФ, ст. 21 и 25 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

Обратите внимание, что трудовой инспектор не может проводить плановую выездную проверку во время отсутствия руководителя организации (иного уполномоченного представителя работодателя). Исключение составляют случаи, когда имеются факты:

  • причинения вреда жизни и здоровью граждан;
  • угрозы безопасности государства;
  • возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и т. п.

Это следует из положений пункта 2 статьи 15 и подпункта «б» пункта 2 части 2 статьи 10 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

При этом доступ трудовых инспекторов в организации, подведомственные органам обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и органам управления использованием атомной энергии, осуществляется в порядке, определяемом этими органами по согласованию с Федеральной службой по труду и занятости.

https://www.youtube.com/watch?v=8OvRLjjj2Y0

Доступ в указанные организации может быть отложен на время:

  • проведения контртеррористической операции;
  • ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера;
  • других чрезвычайных ситуаций.

Такие правила установлены подпунктами «б» и «в» пункта 11 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875.

Срок проведения проверки

По общему правилу срок проведения как документарной, так и выездной плановой проверки трудовой инспекцией не может превышать 20 рабочих дней.

При этом для субъектов малого предпринимательства общий срок выездных плановых проверок не может превышать в год:

  • 50 часов для малого предприятия;
  • 15 часов для микропредприятия.

В исключительных случаях срок выездной плановой проверки может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней, для малых предприятий – не более чем на 50 часов и микропредприятий – не более чем на 15 часов. Это возможно, если в ходе проверки возникнет необходимость провести:

  • сложные и длительные исследования, испытания;
  • специальные экспертизы и расследования.

Срок проведения как документарной, так и выездной плановой проверки устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительствую или структурному подразделению организации, которая ведет деятельность на территориях нескольких регионов.

Об этом говорится в частях 1–4 статьи 13 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, пункте 12 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875.

По истечении срока плановой проверки трудовой инспектор оформляет ее результаты и сообщает о них организации (ч. 1 ст. 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, п.

 14 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875).

Если организация не согласна с выводами проверяющих, а также с действиями инспекторов в ходе проверки, то она может обжаловать их (п. 4 ст. 21 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

Ситуация: может ли трудовой инспектор проводить проверку в организации после окончания рабочего дня большинства сотрудников организации, в том числе ее административного персонала?

Да, может, при наличии обоснованных причин на проведение такой проверки.

Сотрудники трудовой инспекции вправе посещать работодателей с целью проведения проверки беспрепятственно и в любое время (абз. 2 ч. 1 ст. 357 ТК РФ).

Это значит, что инспектор вправе проводить проверку и в нерабочее для большинства сотрудников организации время, в том числе ее администрации.

При этом, по общему правилу, плановой или внеплановой проверке все же предшествует уведомление о ее проведении, за исключением случаев, указанных в части 17 статьи 10 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Также следует отметить, что при проведении проверок (в т. ч.

 и федеральной инспекцией труда) обязательно присутствие руководителя организации или иного представителя, за исключением случаев, указанных в подпункте «б» пункта 2 части 2 статьи 10 Закона от 26 декабря 2008 г.

№ 294-ФЗ. В противном случае проверка может быть признана незаконной, а ее результаты отменены (п. 2 ст. 15, ст. 20 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

Исходя из указанного, проведение проверки в нерабочее для административного персонала время должно быть обоснованным (подпадать под перечень исключений), иначе такое решение может расцениваться как злоупотребление правом (ч. 3 ст.

 12 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). В частности, инспектор по охране труда может проверять рабочие места сотрудников, которые работают в ночное время, безопасность условий труда в отсутствие руководителей отделов, директора и т.

 д.

Источник: http://NalogObzor.info/publ/kadrovyj_uchet/proverki_trudovoj_inspekciej/kak_provoditsja_planovaja_proverka_rabotodatelja_na_sobljudenie_trudovogo_zakonodatelstva/120-1-0-3047

Проверка трудовой инспекции: основания, как проводит, государственный акт и требования к организации по охране труда, срок

Новые правила проведения плановых проверок на соблюдение трудового законодательства

/ Трудовая инспекция / Как проходит проверка трудовой инспекции?

Проверки, осуществляемые трудовыми инспекциями, проводятся на всех предприятиях вне зависимости от организационной формы. Несмотря на то, что о них руководитель предприятия узнает заранее, все равно остается чувство волнения, возникают вопросы: все ли документы подготовлены, соблюдены ли условия работы трудящихся.

Чтобы тщательно подготовиться, необходимо изучить полномочия ГИТ, узнать, как проводит проверки трудовая инспекция, а также привести в порядок и подготовить все необходимые документы.

Общие положения

Трудовой кодекс регламентирует основные моменты порядка проведения проверок ГИТ. Они бывают документальными (проверяют документы на территории ГИТ) и выездными (выезд инспекторов на территорию проверяемого), как внеплановыми, так и плановыми.

При плановых — соблюдаются определенные сроки, и предприниматель или руководитель предприятия может посмотреть, ждет ли его проверка. Для этого существуют специальные интернет-ресурсы, которые открыты для общего доступа.

Плановая проверка трудовой инспекции проводится не на всех предприятиях. Согласно ст.26.1 294-ФЗ, субъекты среднего и малого предпринимательства освобождаются от визита проверяющих органов до конца 2018 года, если они не работают в сферах тепло- и электроснабжения, энергетики, медицины или не заняты в социальной отрасли.

Если компания – субъект среднего и малого предпринимательства – совершила грубые нарушения закона по защите прав трудящихся, она автоматически включается в список компаний, в которых должны проходить плановые проверки инспекцией по охране труда.

Внеплановые инспектирования могут проходить на любых фирмах и предприятиях. Они проводятся тогда, когда у трудовой инспекции появляются подозрение на несоблюдение трудовых прав (заявления от работников организации) или когда компания вовремя не устранила нарушения, обнаруженные при предыдущем визите.

С 1 января 2017г. при рассмотрении вновь поступивших заявлений или обращений о несоблюдении трудовых прав, будет рассматриваться ситуация по проверкам данной организации в целом. То есть, будет учитываться, были ли еще подобные обращения или уже доказанные эпизоды по нарушению прав. Если прецеденты уже были, то в отношении такого работодателя перестает действовать презумпция невиновности.

Так же есть еще один вид проверок – предварительная проверка государственной инспекции труда. Она проходит в случае, если на компанию было подано заявление о несоблюдении прав трудящихся, но для инициирования внеплановой проверки сведений недостаточно.

В таком случае в ходе предварительной проверки сотрудники инспекции по охране прав трудящихся могут взять свидетельские показания рабочих, а также запросить пояснения по сложившейся ситуации от работодателя. Но при этом дача всех пояснений и предоставление требуемых документов или сведений необязательна.

Основания

Внеплановые и плановые проверки имеют разные причины для их проведения. Ход проведения незапланированных проверок регламентируется ст.360 ТК РФ. Основания для проверки трудовой инспекцией:

  1. Работодатель вовремя не устранил нарушение, установленное инспекцией ранее.
  2. В ГИТ поступили обращения с указанием на несоблюдения законных прав рабочих.
  3. Поступление заявлений или обращений, в которых поясняется, что работодатель нарушает акты, содержащие нормы трудового законодательства.
  4. В ГИТ поступило заявление от сотрудника фирмы с просьбой провести проверку по соблюдению условий безопасности труда на месте работы.
  5. Проверка инспекции труда проходит по инициативе руководителя (заместителя) инспекции при распоряжении Президента, Правительства или прокуратуры.

Плановая проверка проводится раз в 3 года. Основания для нее:

  • После проведения плановой проверки прошел трехлетний срок;
  • С момента регистрации компании прошло 3 года;
  • С момента подачи заявления о начале деятельности организации прошло 3 года.

Как проводит проверки государственная инспекция по охране труда?

Каждая проверка организации трудовой инспекцией, будь то плановая или внеплановая, проводится примерно по одному алгоритму:

  1. Оповещение о предстоящей проверке. Уведомить о ней инспекция труда должна за 3 дня, если она плановая, и за 24 часа, если внеплановая.
  2. Непосредственно проведение. Сначала инспекцией делается запрос на предоставление копий необходимых документов, далее инспектор выезжает на место и после предоставления удостоверения и приказа по проверке приступает к своим непосредственным обязанностям.
  3. Составление акта. В большинстве случаев данный документ составляется на территории проверяемого, но могут быть исключения – акт могут составить на территории проверяющего.
  4. Вынесение предписаний. Этот пункт имеет место быть, если в проверяемой организации были найдены какие-либо нарушения.

В приказе должен быть указан именно тот сотрудник, который приехал на место проведения проверки.

Если рассматривать вопрос, какие года проверяет трудовая инспекция, то ответ будет таков: в основном инспекторы проверяют документацию за последние 3 года, так как по периодичности плановые инспектирования могут проходить раз в 3 года. Внеплановые могут проходить чаще – по мере появления оснований для их проведения.

Срок проверки трудовой инспекции зависит от формы инспектируемой организации:

  • Компания с филиалами проверяется 60 дней;
  • На инспектирование субъектов малого бизнеса отводится двое суток и 2 часа;
  • Проверка микропредприятий должна пройти за 15 часов;
  • Остальные организации проверяются в течение 20 дней.

Внеплановые инспектирования субъектов малого бизнеса и микропредприятий не могут проводиться в сокращенные сроки, и проходят по общим правилам – в 20-ти дневный срок.

Основные требования трудовой инспекции — соблюдение прав работника. Исходя из этого, инспекторы проверяют соблюдение работодателем следующих аспектов:

  1. Правильное составление и соблюдение графика отпусков. Работники имеют право на предоставление им отпуска. Если сотрудник не ходил в отпуск более 2-х лет, это будет считаться нарушением.
  2. Своевременная выдача зарплаты. Работники должны получать оплату своего труда 2 раза в месяц, что должно подтверждаться положением об оплате труда и бухгалтерскими выписками. Если в документах инспектор найдет несоответствия, он расценит это как нарушение.
  3. Проверка инспекции труда — охрана труда. Соблюдение требований по охране труда — один из наиболее сложных аспектов работы трудовой инспекции. Для соблюдения всех требований по охране труда в штате должен быть специалист, который ведет журнал и читает инструктажи рабочим.
  4. Сведения об аттестации рабочих. Если в организации проводятся мероприятия по аттестации специалистов, их результаты необходимо оформлять по определенным правилам.
  5. Справки о медосмотрах. Инспекторы по охране труда не всегда интересуются этими документами, но все же лучше подготовить их заранее.

Помимо заработной платы, работникам выплачиваются премиальные. Их размер и порядок выплат должен быть утвержден специальным документом – положением о премировании.

Из документов инспекторы проверяют:

  1. Трудовые договоры.
  2. Кадровые приказы.
  3. Документы, взятые при приеме сотрудников на работу.
  4. Трудовые книжки работников.
  5. Бухгалтерские документы по зарплате сотрудников.
  6. Больничные и графики отпусков.
  7. Документы по рабочим графикам.
  8. Журналы учетов.

Государственный акт

Акт, который выписывает инспекция после посещения организации, оформляется по специальной форме, которая утверждена приказом No141 Минэкономразвития. Акт проверки трудовой инспекции должен состоять из 2-х экземпляров, один из которых остается у проверяющего органа, а один – у работодателя или его представителя.

Оба экземпляра акта должны быть заверены подписями инспектора и работодателя. Если работодатель не согласен с итогами проверки, помимо подписи в актах он выражает свое несогласие в письменном виде.

Сведения, которые нужно указывать в акте:

  1. Время и дата составления.
  2. Название организации, которая проводила инспектирование.
  3. Данные приказа о проверке.
  4. Данные проверяющего инспектора.
  5. Название инспектируемой организации.
  6. Место проверки и ее длительность.
  7. Данные о результатах проверки.
  8. Сведения об ознакомлении с актом или отказе от ознакомления проверяемого работодателя или его представителя.
  9. Данные о занесении записи в журнал проверок.
  10. Подпись инспектора.

На обжалование действий инспектора по труду или результатов их работы у работодателя есть 15 дней, в течение которых он должен подать заявление о несогласии в проверяющий орган.

Как правило, акт пишется сразу после инспектирования (294-ФЗ от 26.12.2008г. ст.16 ч.1 и 4), однако бывают случаи, когда необходимо дождаться результатов экспертиз и испытаний, тогда на составление актов у инспекторов есть 3 рабочих дня.

Результаты

При проведении инспектирования, если нарушений выявлено не было, работодателю просто отдается акт. Однако такой исход бывает нечасто. Если проверяющий выявил какие-либо нарушения, то исходы могут быть следующие:

  • Выдача предписания для устранения нарушения с указанием сроков исполнения;
  • Наложение административного штрафа;
  • Приостановление деятельности организации.

Если нарушения незначительные и их можно устранить, то выдается предписание, замечания по которому нужно исправить в определенный промежуток времени. Если работодатель не соблюдает сроки устранения нарушений, на него накладывается штраф.

Также штраф может быть сразу приложен к предписанию. Самые распространенные причины для назначения штрафа:

  • Нарушения норм трудового права;
  • Допуск к работе сотрудника, который не имеет на это право и отрицает данный факт;
  • Прием на работу сотрудников без оформления договора, ошибки в нем;
  • Нарушение норм по охране труда;
  • Нарушения правил проведения проверки;

Если работодатель не согласен с результатами проверки, в ходе которой на него был наложен штраф, он может оспорить это, подав заявление в арбитражный суд.

Приостановление деятельности компании, как правило, происходит из-за повторных нарушений норм трудового права, это:

  • Повторное умышленное уклонение от оформления сотрудников по договору;
  • Повторное нарушение закона по регулированию труда рабочих;
  • Повторное нарушение норм по охране труда.

Помимо этих исходов посещения инспектора – может быть еще один: назначение административного расследования. В этом случае составляется определение, копия которого отдается работодателю и потерпевшей стороне под роспись.

Расследование может быть назначено либо из-за выявления нарушений при текущей проверке, либо по жалобам работников. В ходе этого расследования с пострадавших берутся показания, а с работодателя – объяснения по сложившейся ситуации.

По окончании расследования проверяющий выносит определение об остановке – если факт нарушения не был доказан, или составляет протокол об административном нарушении и передает его в ГИТ.

Заключение

Проверки, проводимые инспекцией труда – это «головная боль» работодателей. Однако без них никак: инспектора следят за соблюдением прав рабочих, за правильным ведением документации. Поэтому руководителям компаний, кадровым специалистам и бухгалтерам, чтобы пройти эти проверки «на отлично», нужно соблюдать все нормы трудового права и грамотно вести кадровую документацию.

(2 , оценка: 5,00 из 5)
Загрузка…

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

  • Из-за постоянных изменений в законах информация часто устаревает;
  • Общая информация не гарантирует успешное решение возникших проблем.

В связи с этим для вас работают БЕСПЛАТНЫЕ юристы-правоведы.
Горячая линия по Москве: 8 (495) 131-95-79.

Автор статьи

Деменьтьев Виктор Анатольевич

Юрист в сфере трудовых правоотношений. Более 8 лет практики в спорах, связанных с невыплатой зарплаты, производственными травмами и материальной ответственностью сотрудников.

автора:

Источник: https://info-trudy.ru/kak-prohodit-proverka-trudovoj-inspektsii.html

Новый регламент ГИТ. Как инспекторы будут проверять работодателей в 2020 году

Новые правила проведения плановых проверок на соблюдение трудового законодательства
источник: Яндекс картинки

У инспекторов ГИТ новый регламент проверок (утв. приказом Минтруда от 13.06.2019 № 160, далее — Регламент).

В статье — важные правила из этого документа и подсказки в пользу работодателей. Учитывайте их, чтобы успешно пройти проверку. Нововведения работают уже с 22 октября 2019 года.

Кардинальных изменений по сравнению с прошлым регламентом нет, зато многие правки выгодны и полезны компаниям.

До 10 ноября компанию должны включить в план проверок

Совет:до прихода инспектора пройдите самопроверку. Используйте вопросы из чек-листов, а такжесервис «Электронный инспектор». Роструд утверждает, что данный сервис сэкономил компаниям 11 млрд 125 млн ₽. Это сумма штрафов, которых избежали работодатели, если исправили выявленные «Электронным инспектором» нарушения.

источник: онлайнинспекция.рф

План проверок будут публиковать на сайте ГИТ региона до 10 ноября года, предшествующего году проведения проверок (п. 41 Регламента). Раньше это делали до 1 декабря. Таким образом, у работодателей стало больше времени для подготовки.

В Регламенте закрепили принцип риск-ориентированного подхода при проведении проверок, введенный еще в 2017 году. Разъяснили, что категорию риска автоматически определяет специальная система.

Для этого она использует сведения о травматизме и задолженности по зарплате из отчетов Роструда и данные о численности работников, дате госрегистрации, виде экономической деятельности организации из системы межведомственного взаимодействия с ФНС (п. 33 Регламента). Тех, кого система отнесла к категории низкого риска, планово не проверяют.

Если риск высокий — компанию будут вносить в план проверок каждые два года, значительный — каждые три года, средний — максимум один раз в пять лет, умеренный — не чаще чем один раз в шесть лет.

источник: Яндекс картинки

Обратите внимание. О плановой проверке компании напомнят минимум за три рабочих дня. Инспектор передаст работодателю копию распоряжения или приказа о начале проверки любым доступным способом.

Например, в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Это правомерно, если адрес электронной почты юрлица указан в ЕГРЮЛ либо был представлен самим юрлицом в Роструд (п. 53 Регламента, ст. 9 Федерального закона от 26.12.

2008 № 294-ФЗ, далее — Закон № 294-ФЗ).

Сведения от третьих лиц о непредоставлении отпусков — основание для проверки

Среди оснований для внеплановой проверки — поступление в ГИТ заявления гражданина, юрлица или информации от органов госвласти, местного самоуправления, СМИ о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан (п. 90 Регламента). Кроме того, в качестве отдельного основания для проверки названо мотивированное представление должностного лица Роструда, составленное на основании рассмотрения такой информации.

В п. 91 Регламента разъяснили, когда может возникнуть угроза причинения вреда жизни и здоровью. Например, проверку могут инициировать на основании данных из СМИ о том, что работников не отпускают в отпуска или заставляют работать сверхурочно. 

Обратите внимание. О проверке на основании сообщения об угрозе жизни и здоровью инспектор компанию не уведомляет (п. 98 Регламента). Аналогичного правила в отношении проверок на основании мотивированного представления инспектора в Регламенте нет, но оно есть в ч. 16 ст. 10 Закона № 294-ФЗ. Таким образом, инспектор и в этом случае не будет уведомлять компанию о внеплановом визите.

источник: Яндекс картинки

Инспектор будет запрашивать только те документы, которые указаны в Регламенте

На заметку:в Регламенте отразили применение проверочных листов. Закрепили, что они обязательны при плановых проверках. Предмет проверки должен ограничиваться перечнем вопросов, включенных в проверочные листы. Реквизиты проверочного листа, который инспектор будет использовать, указывают в распоряжении или приказе на проведение плановой проверки.

В Регламенте закрепили исчерпывающий перечень документов, которые может запросить ГИТ. В прежнем регламенте такого списка не было. Перечень обширный: документы не поименованы закрытым списком, а разделены на группы.

Например, документы, подтверждающие соблюдение обязательных требований в части охраны труда, индексации зарплаты. В том числе инспектор может попросить предъявить запросы работодателя о росте потребительских цен на товары и услуги (п.

13 Регламента).

>>>задать вопрос on-line через ВКОНТАКТЕ

Появление такого закрытого, хоть и широкого, перечня полезно работодателям. Если инспектор в ходе проверки запрашивает документ, который не относится к группам из п. 13 Регламента, то работодатель не обязан предоставлять такой документ.

В этом случае надо направить в ГИТ мотивированный ответ, в котором сослаться на то, что запрашиваемого документа нет в исчерпывающем перечне документов, которые могут быть истребованы у работодателя. При этом не давать инспектору документы имеет смысл, только если они не относятся к предмету проверки.

Если же документ не поименован в перечне, но может подтвердить позицию работодателя, его можно предоставить.

Документы, которые указаны в п. 14 Регламента, инспектор получает от других ведомств в рамках межведомственного информационного взаимодействия. Требовать эти документы от работодателей инспектор не вправе (п. 8 Регламента).

Рассказали о новых правилах проверок ГИТ. Узнайте, к чему теперь надо быть готовыми, если в компанию придет инспектор.

Пример
Сведения о задолженности по страховым взносам до 1 января 2017 года инспектор запрашивает у ФСС и ПФР, а после 1 января 2017 года — у ФНС. У налоговой инспектор также запросит сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год.

Обратите внимание. Работодатель вправе предоставлять инспектору любые документы. Но иногда излишняя активность в этом вопросе может навредить компании.

Поэтому перед тем, как передать документы, которые не запрашивал инспектор, убедитесь, что в них нет положений, не соответствующих требованиям трудового законодательства.

Иначе инспектор, заметив нарушения, вправе отразить их в акте и привлечь работодателя к административной ответственности, несмотря на то, что документы не относятся к предмету проверки.

источник: Яндекс картинки

Инспектор не будет проверять исполнение советских актов и писем Роструда и Минтруда

Интересно знать:136,9 тыс. проверок провела ГИТ в 2018 году; 92,7 процента из них — внеплановые. Нарушения нашли в 91,9 тыс. проверок. По итогам инспекторы назначали 3 млрд 251 млн ₽ штрафов.

В Регламенте прямо указали, что инспекторы не вправе проверять выполнение требований, установленных НПА органов исполнительной власти СССР и РСФСР, а также документов, не обязательных к применению (п.

8 Регламента). В последнем случае речь идет в том числе о письмах Роструда и Минтруда. Фактически это не новая норма, а разъяснение для инспекторов. Аналогичный запрет содержится в Законе № 294-ФЗ.

Учтите, что до 1 июля 2022 года инспекторы могут проверять выполнение требований советских актов, касающихся:

— применения квалификационных справочников, списков работ, с учетом которых досрочно назначают страховую пенсию, а также правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочную пенсию;

— установления районных коэффициентов и процентных надбавок к зарплате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями (Федеральный закон от 30.10.2017 № 308-ФЗ).

Обратите внимание. То, что инспектор не может проверять исполнение актов советского периода, не отменяет обязанность работодателя соблюдать те из них, которые не противоречат ТК. Работник может добиться исполнения таких норм в суде.

>>>КСТАТИ, ПОД ВИДОМ ИНСПЕКТОРА МОЖЕТ СКРЫВАТЬСЯ МОШЕННИК

>>>Проверка компании с филиалами не будет длиться дольше 60 рабочих дней

Поделитесь своим мнением в обсуждении к публикации, а самой публикацией – со своими знакомыми, которым может быть полезно знать эту информацию, подписывайтесь на канал.

Подпишитесь на нас в социальных сетях, чтобы не пропустить интересный и полезный юридический контент

, , , Instagram

Благодарю за внимание!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/bestjurist/novyi-reglament-git-kak-inspektory-budut-proveriat-rabotodatelei-v-2020-godu-5df2377c9515ee00aee77fd1

Утвержден новый регламент трудовых проверок

Новые правила проведения плановых проверок на соблюдение трудового законодательства

  • Новости
  • Трудовые отношения

Утвержден новый регламент трудовых проверок

17 октября 2019 Марина Басович Налоговый журналист, опыт работы более 10 лет

С 22 октября будет действовать новый административный регламент, регулирующий порядок осуществления плановых и внеплановых трудовых проверок (утв. приказом Роструда от 13.06.19 № 160; зарегистрирован в Минюсте 10.10.19).

Теперь в регламенте приведен исчерпывающий перечень документов, которые могут быть запрошены в ходе проверки.

В частности, сказано, что контролеры могут истребовать у организации или ИП документы, устанавливающие порядок индексации зарплаты, в том числе запросы работодателя о росте потребительских цен на товары и услуги.

Согласно регламенту, проведение плановых и неплановых проверок осуществляется в отношении:

  • организаций или ИП, имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры;
  • физлиц, не являющихся ИП, но имеющих работников, в частности, для помощи по ведению домашнего хозяйства, с которыми заключены трудовые договоры.

Какие документы могут истребовать

Исчерпывающий перечень документов и (или) информации, которые ревизоры могут запросить у работодателя в рамках проверки, приведен в пункте 13 Регламента. Этот список весьма внушительный. Помимо прочего, проверяющие вправе истребовать:

  • документы по начислению и оплате отпуска, выплате денежной компенсации за неиспользованные отпуска при увольнении;

Бесплатно рассчитать зарплату и отпускные с учетом всех актуальных на сегодня показателей

  • документы, устанавливающие систему оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера (коллективный договор, соглашения, локальные нормативные акты);
  • документы, устанавливающие порядок индексации заработной платы и подтверждающие индексацию заработной платы, в том числе запросы работодателя о росте потребительских цен на товары и услуги;
  • документы по начислению и выплате зарплаты и иных сумм, в том числе ведомости по начислению и выплате зарплаты и иных выплат работникам, платежные поручения с приложением реестров перечислений, согласия работников на удержание из зарплаты, расчетные листки и приказы работодателя об утверждении формы расчетного листка, приказы об установлении простоя;
  • должностные инструкции, трудовые книжки, бланки трудовых книжек и вкладышей в них, книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них;
  • трудовые договоры и допсоглашения к ним, гражданско-правовые договоры, документы о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, документы, подтверждающие наличие полномочий по подписанию трудовых договоров и по допуску работников до работы;

Бесплатно составить и распечатать трудовой договор

  • документы, подтверждающие соблюдение обязательных требований в части рабочего времени, в том числе табели учета рабочего времени и иные документы по ведению учета фактически отработанного рабочего времени, графики работы (сменности), результаты специальной оценки условий труда, соглашения сторон об установлении неполного рабочего времени, документы об ознакомлении работников в письменной форме с правом отказаться от работы в ночное время, сверхурочной работы, документы об установлении режима рабочего времени;
  • документы, подтверждающие соблюдение обязательных требований в части времени отдыха, в том числе графики отпусков, уведомления работников о предстоящих отпусках, приказы о предоставлении отпусков, заявления работников о предоставлении отпусков, документы о привлечении работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни;
  • документы, подтверждающие соблюдение обязательных требований в части трудового распорядка и дисциплины труда.

Бесплатно составлять кадровые документы по готовым шаблонам и вести кадровый учет в веб-сервисе

В каких случаях проверки не будет

Проверка не может проводиться (или должна быть прекращена), если установлено, что:

  • отсутствуют основания для проведения проверки;
  • предмет проверки не соответствует полномочиям Роструда и его территориальных органов;
  • при организации и проведении проверки допущены грубые нарушения, предусмотренные законодательством о государственном контроле (надзоре);
  • если после начала проверки выявлена анонимность обращения или заявления, явившихся поводом для ее осуществления, либо установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в обращении или заявлении.
Ваша работа
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: