Неформальное обучение

Содержание
  1. Неформальное обучение
  2. Примеры неформального обучения
  3. Различные подходы к пониманию и определению неформального обучения
  4. Признание и сертификация неформального обучения
  5. Неформальное образование – это… Основные принципы и примеры неформального образования
  6. Современные реалии
  7. Инновации Санкт-Петербурга
  8. Особенности
  9. Специфика учебного процесса
  10. Концепция школы-парка
  11. Отличительные особенности
  12. Важные моменты
  13. Школа «Макаун»
  14. Подведем итоги
  15. 6 принципов неформального еврейского образования, которых не хватает нашей школе
  16. 1. Ребёнку должно быть интересно
  17. 2. Он говорит не меньше, чем слушает
  18. 3. Нет правильных и неправильных ответов
  19. 4. Все открытия делают сообща
  20. 5. Эмоции важнее знаний
  21. 6. Равенство учителя и ученика
  22. Концепции формального и неформального образования
  23. Неформальное образование
  24. Использованные источники

Неформальное обучение

Неформальное обучение

Неформальное обучение – это сравнительно новый тип обучения, который выходит за рамки формального процесса образования (например, обучения на вечерних общеобразовательных курсах или в школах).

Примеры неформального обучения

Хотя около 70 процентов всех учебных процессов с участием взрослых протекают за пределами учреждений образования (например, Livingstone 1999), «неформальное обучение» в Германии, в отличие от многих других стран, до сих пор не пользуется должным вниманием со стороны общества и научных кругов.

Любой человек, который обучается в рамках своего хобби, общественной деятельности или повседневной жизни, вовлечен в процесс неформального участия. Например, некоторые люди изучают определенную проблему и пытается решить ее, при этом процесс обучения протекает как на сознательном, так и на бессознательном уровне.

Социальные, семейные, коммуникационные факторы, а также факторы, связанные с трудовой деятельностью, оказывают влияние на процесс обучения. Неформальное обучение происходит также в рамках внутрисемейного общения, например, когда представители старшего поколения передают свой опыт представителям младших поколений.

В сфере дальнейшего образования под неформальным профессиональным обучением понимается также посещение отраслевых ярмарок и конгрессов, участие в кратковременных мероприятиях (например, в лекциях или однодневных семинарах), самостоятельное обучение путем наблюдения и испытания новых навыков на работе или в свободное время, а также самостоятельное обучение с помощью компьютерных программ, специальных аудио- и видеокассет, и самостоятельное обучение с помощью специализированных предложений, например, компьютерных программ и специальных аудио- и видеокассет, которые предлагаются в Интернете. (BMBF 2003).

Различные подходы к пониманию и определению неформального обучения

Среди исследователей в сфере образования нет единого мнения о том, что именно следует понимать под «неформальным» обучением. Существует бесконечное множество различных определений и толкований данного термина (Garrick 1998).

Однако на практике можно пренебречь разного рода нюансами и сложными для понимания различиями, пытаясь выяснить, в какой мере «данное неинституционализированное обучение является заранее запланированным, намеренным или осознанным» (Dohmen 2001, стр. 25).

Подобные нюансы и различия скорее вводят в заблуждение, чем проясняют ситуацию.

Домен (Dohmen 2001) предлагает использовать определение Смолла (Small, 1999): «Термин “неформальное обучение” обозначает все процессы самостоятельного обучения, которые непосредственным образом связаны с конкретными условиями жизни человека и его опытом и протекают вне рамок формальной системы образования» (Dohmen 2001, стр. 25).

Признание и сертификация неформального обучения

В последние годы в Германии все большее внимание уделяется как самому процессу «неформального обучения», так и признанию и сертификации результатов неформального обучения.

Например, в сфере дальнейшего образования в качестве инструментов оценки и признания достигнутых результатов неформального обучения используется несколько специальных сертификатов (Bretschneider & Preißer, 2003).

В качестве примера процесса сертификации, с помощью которого можно подтвердить свои знания и способности, приобретенные путем неформального обучения, на официальном централизованном экзамене и получить соответствующий сертификат, можно привести Европейские компьютерные права (ECDL).

Чтобы получить ответы на вопросы, связанные с неформальным обучением Германии, стоит обратиться к опыту соседних стран, в которых давно действуют отчасти проверенные методы подтверждения компетенции, приобретенной с помощью этого вида обучения.

В других странах уже несколько десятков лет ведутся научные дискуссии, и многие из этих стран обладают уже многолетним опытом в сфере подтверждения результатов неформального обучения (Dohmen 2001).

В Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии сравнительно рано были приняты законодательные нормы с целью признания неформального обучения; тем самым правительство «своей политикой в сфере образования отреагировало на проблемы дезинтегрированной системы профессионального образования» (Bretschneider & Preißer 2003, S. 4). В частности в 1989 г.

была введена «Национальная система профессиональных квалификаций» (NVQ); «речь идет о гибкой модульной системе, ориентированной на конечный результат и открытой для всех форм и мест проведения обучения; она предлагает реальную альтернативу школьному образованию и обучению и уделяет особое внимание практическому обучению на рабочем месте» (Dohmen 2001, S. 78).

Неопубликованная рукопись Сандры Шафферт

Неформальное обучение – полу-структурированное обучение, реализуется в разных пространствах, таких как обучение дома, на работе и т.д. через ежедневное взаимодействие и взаимосвязи с членами социума.

Для многих учащихся это включает освоение языка, усвоение культурных норм, форм поведения.

Неформальное обучение для молодежи означает множество мест помимо школы, таких как молодежные программы, спортивные секции, клубы и т.п.

В контексте корпоративного обучения термин «неформальное обучение» широко используется для объяснения многих форм обучения независимых от форм обучения с преподавателем: книги, программы саморазвития, материалы и системы поддержки деятельности, коучинг, сообщества специалистов, справочные материалы.

 Общая характеристика

Неформальное обучение может характеризоваться следующим:

Неформальное обучение часто располагается вне учебных заведений, выделяясь среди обыденной жизни и профессиональной практики

Неформальному обучению нет необходимости следовать четкой программе учебного курса или профессиональной организации, но происходит случайно, непредумышленно, спорадически в связи с изменением требований практики.

Неформальное обучение не должно планироваться в строгом соответствии с педагогическими целями курса, тестированием, ориентированным на квалификацию, но организованные случайно, полностью проблемно ориентированные, связанные с конкретными ситуациями менеджмента, ориентированные на приспособление к конкретной жизни.

Неформальное обучение проверяется каждый день непосредственно жизнью

История

В международных дискуссиях концепция неформально обучения использовалась на ранней стадии John Dewey, на более поздней – Malcolm Knowles, который внес оживление в обсуждение, особенно в сфере развивающих курсов.

Вначале неформальное обучение разграничивалось с формальным школьным обучением и неформальным обучением на курсах (Coombs/Achmed 1974). Marsick и Watkins приняли этот подход и сделали следующий шаг в определении.

Они начали с форм обучения в организациях, причисляя к неформальному обучению собственно неформальное, не организованное формально, не финансируемые учреждениями (Watkins/Marsick, p. 12 et sec.).

Примером более широкого подхода является определение Livingstone, ориентированного на автодидактику и самообучение с акцентом на самоопределение учащегося в отношении обучения (Livingstone 1999, p. 68 et seq.).

Формальное и неформальное образование

Для полного понимания неформального обучения определим его через понятия «формального» и «неформального» образования.

Merriam, Caffarella, and Baumgartner (2007) поясняют: формальное образование предельно институализировано, бюрократизировано, разложено по курсам, формализовано по грейдам, дипломам, сертификатам.

Merriam и другие (2007) добавляют: термин «неформальное образование» предполагает образование за пределами формальных образовательных структур, неформальное образование как правило видится краткосрочным, добровольным, возникающим, только если для него есть предпосылки.

Тем не менее, неформальное образование обычно имеет учебный план и часто фасилитатора. Неформальное обучение также предполагает обучение в формальной среде, если концепция обучения адаптирована под индивидуальные запросы, потребности студентов.

Исследования и данные

Merriam и другие (2007): исследования взрослых, занятых самостоятельным обучением показывают, что более 90 % из них тратят сотни часов на неформальное обучение. Это же исследование показало, что большинство (более 70%) обучения на рабочих местах – неформальное, несмотря на то, что бизнес тратит миллиарды долларов на формальное обучение.

Опыт неформального обучения

Неформальное знание не может находиться вовне и может существовать только в чьей-либо голове. (Grebow, David, “At the Water Cooler of Learning” in Cross, J., & Quinn, C. “Transforming Culture: An Executive Briefing on the Power of Learning”, Char­lottesville: University of Virginia, 2002). Чтобы получить эти знаниях, вам нужно найти и потолковать с носителем этой головы.

Примерами такого неформального обучения является общение через программы мгновенного обмена сообщениями (isq, skype), спонтанные встречи в интернете, телефонные звонки тому, кто владеет информацией, которая вам нужна, презентация нового продукта, чат в режиме реального времени, случайная встреча возле кулера, совещание в интернете с запланированной повесткой дня, встречи с назначенным ментором или менеджером.

Опыт показывает, что почти все реальное обучение поведению, деятельности – неформальное (The Institute for Research on Learning, 2000, Menlo Park).

Нам всем нужен такое взаимодействие с экспертом, который может ответить на наши вопросы, с которым можно вместе поиграться в обучение, поделать ошибки, попрактиковаться. Это можно делать по телефону, через интернет, лицо в лицо.

Неформальное общение не выстроить в процессе формального учебного процесса, в ходе последнего вы получите в лучшем случае устаревшие знания.

Исследование Время/Деятельность (time-to-performance) было сделано Sally Anne Moore в Digital Equipment Corporation в начале 1990-х, (Moore, Sally-Ann, “Time-to-Learning”, Digital Equipment Corporation, 1998)

В Великобритании правительство официально признало выгоды неформального обучения в “The Learning Revolution” White Paper published on March 23, 2009 (Department for Business, Innovation and Skills, 2009).

Learning Revolution Festival стартовал в октябре 2009 и финансировался библиотеками, предлагающими много форм неформального обучения, таких как книжные группы, встреча с авторами, семейные сессии и т.п.

Примеры неформального обучения

Для иллюстрации различий формального и неформального обучения представьте игру в гольф.

Если вы хотите изучить игру в гольф, вам стоит записаться на семинар по гольфу, купить книгу по истории и правилам игры, купить видеокассету с лучшими моментами.

Но можете ли вы сказать, что вы изучили игру в гольф? Тогда вы покупаете экипировку для игры, ищите площадку, берете уроки игры, покупаете симуляционные игры и т.п… Но можете ли и тогда сказать, что вы изучили игру в гольф?

От вашего первого рубежа в игре до первого попадания в лунку пройдут часы принятия и приспособления “adopting and adapting”, в одиночестве и в четверке, в любую погоду и в любом состоянии.

Вы очень много узнаете о себе, своих возможностях, всех тонкостях игры, прежде чем вы сможете сказать «я научился играть в гольф».

Настоящее обучение – когда вы можете принять и приспособить знания и умения, полученные в ходе неформального обучения, сквозь широкий спектр условий и непредвиденных обстоятельств. Если верить диаграмме, это занимает 75 % кривой.

Бизнес перспективы

Большинство провайдеров обучения вовлечены только с формальной стороны процесса обучения. Большая часть инвестиций – в формальное обучение же. Т.е. компании тратят большую часть денег на меньшую часть уравнения (см. рисунок).

Остальные 75 % отдается на творческую инициативу самих учащихся принимать и приспосабливать под условия работы.

При том, что неформальная часть уравнения не только бОльшая, она еще и критическая с точки зрения успешности выполнения деятельности.

Резюме

В сфере обучения на рабочем месте, где все обучение сфокусировано на деятельности, и деятельность есть все, что требуется, неформальные элементы должны быть учтены в том балансе, показанном в уравнении. Компании должны учитывать и принимать неформальные, случайные пересечения обучения и деятельности.

Компании должны понимать, что неформальное обучение требует реальных действий людей в реальном времени: менторов, коучей, наставников, мастеров, руководства, опытных специалистов, предметных экспертов, методологов, сообществ практиков.

Все, что требуется от компаний и учебных заведений – поощрять случаи трансформации формальных знаний в неформальные. Один из путей достижения этого – создавать среды совместного обучения (collaborative learning environments), где формальное и неформальное уживается между собой.

Велика роль технологий: они должны облегчать доступ, как к формальным, так и неформальным знаниям: через встречи с экспертами, электронную почту, совещания/встречи в интернете, виртуальные группы поддержки, программы мгновенного обмена сообщениями, сети экспертов, коучей, чаты и т.п.

Цель – достичь 100% учебного решения, при котором формальное и неформальное обучение занимают доли, равные их ценности.

Источник: https://hr-portal.ru/varticle/neformalnoe-obuchenie

Неформальное образование – это… Основные принципы и примеры неформального образования

Неформальное обучение

Неформальное образование — это результат системных изменений, которые происходят сегодня. Министерство просвещения РФ предполагает повысить качество подготовки учителей путем отказа от линейной системы обучения, созданием условия для свободного «ввода» в программы подготовки различных категорий обучающихся посредством модернизации содержания и технологий обучения.

Современные реалии

В настоящее время образовательный процесс реализуется в различных формах. Перед родителями встает вопрос о том, в какую школу лучше отдать своего ребенка, чтобы повысить его мотивацию к учебе, развить умственные и творческие способности, сохранить психическое здоровье. Проанализируем некоторые альтернативные методики обучения, используемые на начальной ступени обучения.

Инновации Санкт-Петербурга

Школа “Апельсин” располагается в северной столице. По адресу: ул. Савушкина, д. 14б. Это один из проектов Института Неформального образования. Дима Зицер является основателем данного образовательного учреждения. Работа здесь базируется на принципе субъективного взаимодействия, суть которого состоит в принятии факта, что к каждому человеку необходим свой индивидуальный подход.

Особенности

Школа неформального образования не предполагает деления учеников по различным признакам: национальности, цвету кожи, возрасту. Ученики и педагоги сами выстраивают процесс обучения, подбирают то помещение, в котором будет проводиться занятие, предметы, представляющие интерес.

Педагогика неформального образования основывается на интересе ребенка, который у него формируется в результате осознанного выбора. Наполняемость класса — 12 человек. Учителя несколько раз в год организуют встречи для родителей, направленные на обсуждение особенностей работы с детьми. Принимают в школу детей с трехлетнего возраста.

Специфика учебного процесса

Неформальное образование — это возможность изучать предметы, преподаваемые в общеобразовательных школах в рамках междисциплинарного взаимодействия. Это особенно актуально в рамках ФГОС нового поколения. С младших классов у ребят преподается история, физика, французский и английский языки, флейта, анатомия, география, логика, йога, рисование.

В данном случае неформальное образование – это возможность повышения интеллектуального уровня детей при создании для них комфортных условий. Есть в «Апельсине» и предмет «библиотека», в рамках которого ребята учатся правильно читать, обсуждать прочитанные произведения, вести дискуссию.

Отличительной особенностью данной школы является отсутствие отметок. Педагоги данной школы считают, что источником мотивации должен быть интерес к получению новых знаний, а не страх наказания.

Ученики и преподаватели учатся друг у друга. Здесь не навязывают социальных ролей, присущих ученикам обычных общеобразовательных школ.

В «Апельсин» каждый день приезжают молодые люди, чтобы общаться со сверстниками, помогать малышам осваиваться в новых условиях. И, конечно же, организовывать творческие игры на переменках.

Концепция школы-парка

Неформальное образование — это концепция лесной школы российского педагога Милослава Балабанова. Тут не предполагается уроков и занятий в классическом их понимании. Ученики различных возрастов (от 6 до 9 лет) обучаются вместе в рамках открытых парк-студий. Нет ограничений и по времени уроков.

Педагог не дает воспитанникам готовой информации, а оказывает помощь в ее поиске, выборе, учитывая индивидуальные потребности и возможности учеников. Отдельное внимание уделяется созданию психологического комфорта во время открытых парк-студий.

Такие примеры неформального образования предполагают деление учебного процесса на две части. На первом этапе проводится проектная деятельность, которая требует от ребят полного погружения в процесс. Вторая часть состоит в занятиях в творческих студиях, а также в двухчасовых прогулках на свежем воздухе. Часть занятий, к примеру «Окружающий мир», также проводится на улице.

Отличительные особенности

В школе функционируют различные студии: «Учусь читать», «Придумываю, делаю, исследую», «Хочу быть здоровым», «Хочу порадовать маму», «Творческая импровизация», «Учусь писать» и многие другие. Домашнее задание предлагается только в том случае, если этого пожелает сам ребенок.

Итоги учебы предоставляются родителям в виде портфолио. Ребята могут (по желанию) публично продемонстрировать свои достижения в конце полугодия. Важным отличием школы является отсутствие сравнения учителями детей.

В школе практикуется только ведение индивидуальной образовательной траектории для каждого ученика, поощряется любое продвижение.

Важные моменты

Учебное заведение «Лесная школа» идеально подходит для инклюзивного образования. У каждого ребенка есть возможность развиваться в меру собственных способностей, помогать другим, принимать помощь и поддержку.

Располагается она в Москве, на ул. Балтийской, д. 9.

В последнее время существенно возрастает количество желающих попасть в данное учебное учреждение, что является показателем интереса со стороны родителей к неформальному образованию.

Школа «Макаун»

Здесь создана такая образовательная среда, где дети понимают, для чего они учатся, делают это с удовольствием и вполне осознанно.

Подход в себе сочетает предметные элементы обычной школьной программы и методологию педагогов-новаторов, для которых неотъемлемой частью профессии является любовь к детям. К примеру, математика изучается по учебнику Л. Г. Петерсона с дополнением его иными авторскими находками. Чтение ведется по методике О. Соболевой, дополненной наработками методиста и педагога Анатолия Сторожева.

Уникальность работы школы состоит в создании для каждого ребенка индивидуального образовательного плана. Помимо учителей на занятиях присутствует и тьютор, а также куратор индивидуального учебного плана ребенка. Наполняемость класса — 15-20 человек.

Продолжительность урока 30-40 минут, но его границы могут быть изменены. Ребят учат ставить цель на день, неделю, семестр, учебный год.

Стремятся тут к тому, чтобы к 3-му классу школьник мог самостоятельно справиться с поставленной перед ним задачей, тьютор же оказывает только незначительную поддержку.

Дети заняты значительным количеством проектной и прикладной работы, направленной на практическое освоение изученного материала. В качестве заданий на дом ребята получают маленькие упражнения, способствующие закреплению творческих заданий и новых тем. С ребятами работают опытные педагоги, имеющие высшее педагогическое образование.

По желанию (предварительно обговорив с учителями), с третьего месяца обучения возможно посещение уроков папами и мамами.

Подведем итоги

В настоящее время неформальное обучение становится все более популярным, так как такой вариант позволяет создавать положительный психологический климат, необходимый для саморазвития и самосовершенствования подрастающего поколения. На уроках дети двигаются, они закрепляют новые знания.

Помимо обычных уроков, в школах с неформальным обучением преподается композиция, живопись, литература. Развитие познавательного интереса поддерживается квест-поездками в парки и музеи. Отход от традиционного воспитания, судя по статистическим данным, очень эффективен и дает отличные результаты.

Источник: https://FB.ru/article/468056/neformalnoe-obrazovanie---eto-osnovnyie-printsipyi-i-primeryi-neformalnogo-obrazovaniya

6 принципов неформального еврейского образования, которых не хватает нашей школе

Неформальное обучение

Равенство, возможность высказать своё мнение, разновозрастные группы, внимание к эмоциям учеников — это не описание идеальной школы, а принципы еврейского неформального образования. Руководитель образовательных проектов Леонид Розенгауз и директор по грантовой деятельности фонда «Генезис» Натали Шнайдерман рассказали, почему важнее всего развить в детях интерес к учёбе.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

В формальном образовании успех работы учителя измеряется результатами написанной контрольной. Ученик стремится получить определённый балл и поэтому боится ошибок. Неформальное обучение строится так, чтобы получение знаний стало для ребёнка приключением. Контрольных нет, а эффективность часто определяется тем, насколько ученикам хочется двигаться дальше.

При этом противопоставлять неформальное образование школьному не совсем корректно. Сегодня его элементы можно встретить в программах многих государственных учреждений. Одновременно и внешкольное образование легко может быть формализовано.

У неформального еврейского образования давняя традиция. Попробуем выделить несколько базовых опор, на которых оно строится.

1. Ребёнку должно быть интересно

«Если ребёнку не интересно, это уже не неформальное образование», — говорит Леонид Розенгауз, руководитель образовательных проектов для детей и взрослых. Задача преподавателя — добиться (формой занятий, своей харизмой), чтобы этот интерес появился. Но он стремится не развлечь детей, как это делают аниматоры, например, а показать им приятный путь к знаниям.

«И там, и там есть формула „Не нравится — не делаем“, — поясняет Леонид. — Но в каждом случае свои акценты. Для неформального образования формула звучит так: „Не нравится — давай (сделаем это) по-другому“». У неформального образования также есть педагогические цели и задачи.

«Мы приходим и хотим, чтобы ребёнок узнал больше. В частности, о еврейской традиции. Или о истории. Мы ищем тот подход, который будет для него подходящим, — говорит Леонид. — Если ему что-то не интересно, мы не то чтобы не занимаемся этим больше, а просто ищем другой способ».

Знание не должно быть «мёртвым». Всё, что предлагают изучить ребёнку или взрослому, должно быть для него актуально

Иначе непонятно, зачем ему это нужно. «Если мы говорим про еврейскую историю, я пытаюсь передать это понятными вещами: дружба, предательство, любовь, отношения в семье, — объясняет преподаватель. — Это всё актуально для подростков.

И про еврейскую этику, например, я буду рассказывать не про то, как „нужно поступать честно“, а про то, как в жизни вообще бывает. Я буду давать человеку возможность поделиться своим опытом.

А я, со своей стороны, могу сказать, какой на это есть взгляд в традиции».

2. Он говорит не меньше, чем слушает

Занятия строятся так, чтобы дать ребёнку высказать своё мнение. Находясь в группе других детей, он должен сперва сформулировать, что хочет сказать, а потом обязательно поделиться этим — в маленькой группе, в большой, перед несколькими группами.

«Во всех лагерях, которые поддерживает фонд, всегда есть место для диалога, — рассказывает Натали Шнайдерман, директор по грантовой деятельности фонда „Генезис“. — Для многих детей (особенно для тех, кто приезжает в первый раз) удивительно, как много их спрашивают о том, что они думают, что с их мнением считаются.

Это порождает, с одной стороны, доверие, а с другой — стремление к знанию, к возможности это своё мнение сформировать и поделиться им с другими».

Детские и молодёжные лагеря — одна из самых эффективных форм неформального образования, считает Натали: «Благодаря интенсивной программе за 10–14 дней одной смены результатов намного больше, чем за месяцы и годы учёбы.

В лагере происходит сильное эмоциональное и культурное погружение — и в тематику смены, и в общение со сверстниками и вожатыми, которые тоже, как правило, молодые ребята и ездили в такие же лагеря ещё детьми.

Такое взаимодействие часто оказывается гораздо более эффективным для ребёнка».

Фонд «Генезис», занимающийся поддержкой и развитием еврейской самоидентификации русскоязычного еврейства, начал свою программу поддержки еврейских лагерей в 2009 году. Её цель — организация образовательных лагерей для детей и подростков, как одного из наиболее эффективных способов сохранения еврейской традиции, возрождения еврейского самосознания и сохранения историко-культурного наследия.

Ежегодно в рамках программы проходит 15-17 лагерей в России и других странах бывшего постсоветского пространства. В 2018 году общее число участников общинных лагерей составило почти 2000 человек. В России программа реализуется совместно с благотворительным фондом «КАФ». Кроме того, фонд «Генезис» поддерживает еврейские детские лагеря в Израиле, Германии, Северной Америке.

3. Нет правильных и неправильных ответов

Ребёнка не подводят к какому-то заранее известному правильному ответу, занятия скорее напоминают дискуссионный клуб. Обсуждается что угодно: история народа, традиция, история семьи. Уже с маленькими детьми ведутся дискуссии на тему исхода евреев из Египта. Для тех, кто постарше, подходящий вопрос — «Чем монотеизм отличается от политеизма?».

Каждый предлагает интерпретацию, но знак вопроса остаётся, так как правильного ответа нет. Открыто обсуждают вопрос «А кто такой еврей?». Гражданин Израиля? Тот, кто по правилам подходит для репатриации, но живёт в России? Тот, у кого по Галахе пять колен? (Галаха — нормативная часть иудаизма, регламентирующая религиозную, семейную и гражданскую жизнь евреев.

— Прим. ред.).

Основная идея неформального образования — заставить задуматься

В еврейском образовании ребёнку показывают, что даже у людей одной нации или религиозных убеждений могут быть разные позиции. «В еврейской традиции есть принципы, которые органично подходят неформальному образованию», — рассказывает Леонид Розенгауз.

Часто в Талмуде приводится длинное обсуждение мудрецами какого-то спорного момента, когда непонятно, как нужно поступить. Решение о том, как же правильно поступать, появляется в конце.

«И вот возникает вопрос — зачем нам тогда учить всё обсуждение, когда ответ в самом конце? — говорит Леонид. — Я слышал когда-то ответ, который мне понравился.

Он звучит так: чтобы показать, что процесс поиска ответа не менее важен, чем сам ответ».

4. Все открытия делают сообща

Ребёнок в еврейском образовании — часть сообщества. Это очень важно. «Для фонда лагерь — это один из способов привлечения детей и молодёжи к общинной жизни, — поясняет Натали Шнайдерман. — В этом смысле, детский лагерь — это ещё и некая модель еврейского сообщества, вовлечённость в которое является частью самоидентификации и формируется с детских лет».

Индивидуальное соперничество переводится в соревнование групп. Таким образом, результаты и достижения — общие. В некоторых лагерях в группы объединяются дети разного возраста. В ней могут быть как совсем маленькие дети (6–7 лет), так и подростки (16–17).

Разумеется, есть свои плюсы и минусы. Когда идут занятия, информация должна подаваться так, чтобы и тем и другим было интересно, а это сложно. Маленькие дети не могут долго удерживать внимание, им, в конце концов, надо раньше ложиться спать. Но зато появляется важный воспитательный момент, возникает наставничество и взаимоподдержка.

Все понимают, что маленькие дети физически не могут что-то сделать, поэтому на спортивных соревнованиях их, например, носят на руках. Главный фокус — на том, что дети учатся сообща: «Мы вместе сделали открытие. Здесь и сейчас».

5. Эмоции важнее знаний

Если нет одного верного мнения, значит, каждый имеет право на свой собственный ответ. И может задать любой вопрос, так как глупых вопросов не существует.

Уверенность в том, что ты будешь услышан, даёт ощущение безопасности. Если не надо бояться, ничего не мешает узнавать что-то новое и развиваться дальше. Тогда возможна свобода мысли и самовыражения.

«Страх, как и голод, превыше всего. Если человек не поел до занятия и он голодный, надо дать ему поесть. Если он мёрзнет, надо сделать так, чтобы ему было тепло. Это важнее всего, — говорит Леонид Розенгауз.

— Если у меня в лагере приходит ребёнок на занятие, и он с кем-то поссорился или расстался с девушкой — всё что угодно, в зависимости от возраста, — его волнует не моё еврейское просвещение, а то, что с ним в действительности происходит. Сначала я должен помочь ребёнку разобраться со своими проблемами.

А потом уже давать ему образование… Преподаватель должен быть не психологом даже, он должен быть человеком».

6. Равенство учителя и ученика

В неформальном подходе нет деления на «учащийся» и «обучающий». В идеале учатся все. И знания рождаются в диалоге, а не даются свыше.

«Тот, кто организует процесс, должен обладать некой экспертизой (или несколькими), — объясняет Леонид Розенгауз.

— Но его задача состоит в том, чтобы все участники были фрагментами трансляции знаний — с возможностью обсуждения, творческого самовыражения, свободного общения».

Главное в неформальном образовании — это человек. Если у него возникают какие-то проблемы, мешающие ему получать знания, образовательные задачи отодвигаются на второй план. «Часто это не требует никакой специальной подготовки, — говорит Леонид. — К тебе пришёл грустный человек.

Спроси: „Как дела?“ Реши, что ты можешь делать с этим дальше. Главное — быть на равных с тем, кто к тебе пришёл.

И не нужно никакого психологического образования, чтобы подумать: „Если бы я пришёл грустным, я бы хотел заниматься тем, что предлагают?“ Ведь по сути мы все одинаковые люди».

Иллюстрации: Shutterstock (Lorelyn Medina)

Источник: https://mel.fm/shkola/9158627-jewish_informal_education

Концепции формального и неформального образования

Неформальное обучение

Формальное образование соответствует систематической, организованной модели образования, структурированной и управляемой в соответствии с заданным набором законов и норм, представляющей довольно жесткий учебный план в отношении целей, содержания и методологии.

Для него характерен непрерывный образовательный процесс, называемый, как отмечает Sarramona1, «начальным образованием», в котором обязательно участвуют преподаватель, учащиеся и учебное заведение. Это соответствует процессу обучения, обычно принятому нашими школами и университетами.

Формальные учебные заведения организованы в административном, физическом и учебном плане и требуют от учащихся минимальной посещаемости занятий. 

Существует программа, которую должны соблюдать как учителя, так и учащиеся, включая промежуточные и итоговые оценки, чтобы продвинуть учащихся к следующему этапу обучения. Он присуждает степени и дипломы в соответствии с довольно строгим сводом правил.

Методология, в основном, показательна, едва ли связана с желаемыми поведенческими целями – на самом деле, лишь редко такие цели устанавливаются оперативно. Оценки производятся на общих основаниях, для административных целей и нечасто используются для улучшения образовательного процесса.

Их характер, по большей части, карательный, подчиняется однонаправленной методологии, которая не стимулирует студентов и не обеспечивает их активное участие в процессе, хотя в большинстве случаев им приписывают неудачи. 

Создание формальной системы образования не учитывает стандарты, ценности и отношения учащихся, которые имеют отношение к системе образования, которая, как правило, не тестируется и не оценивается на уровне признания учащихся, а также в отношении эффективности и результативности.

Используется та же методика – бедная, неэффективная, едва ли творческая – независимо от того, содержит ли Вселенная 10, 50 или 200 учеников. Другие институциональные ресурсы, кроме метода объяснения, используются редко, и, когда они используются, основные принципы обучения игнорируются.

Предметы представлены в отдельных блоках, будь то содержание или методология. Так, например, в случае физики по технико-административным причинам предмет делится на теорию, лабораторию и упражнения, и их адекватный порядок и корреляция не учитываются.

В целом, цели, нацеленные на личностный рост учащихся, не учитываются, и основные принципы обучения не учитываются при планировании и работе систем образования.

Не является чрезмерным сказать, что в случае формального образования, по большей части, учителя делают вид, что преподают; студенты делают вид, что учатся; и учреждения делают вид, что они действительно удовлетворяют интересы студентов и общества.

Таким образом, как правило, формальное образование не может скрыть свою отчужденность от реальных потребностей студентов и общества.

Неформальное образование

Как видно, формальное образование имеет четко определенный набор функций. Всякий раз, когда один или несколько из них отсутствуют, мы можем смело утверждать, что образовательный процесс приобрел неформальные особенности.

Поэтому, если данная система образования не является презентабельной в большинстве случаев – несмежное общение – мы можем сказать, что она имеет неформальные особенности образования.

Аналогичным образом, характеристики неформального образования обнаруживаются в тех случаях, когда принятая стратегия не требует посещаемости учениками, что снижает контакты между учителем и учеником, и большинство видов деятельности происходит вне учреждения, например, чтение на дому и работа с документами.

Образовательные процессы наделены гибкими учебными планами и методологией, способными адаптироваться к потребностям и интересам студентов, для которых время не является заранее установленным фактором, но зависит от темпа работы студента, и, конечно, не соответствует тем, которые входят в формальное образование, но вписывается в так называемое неформальное образование. Пропорционально количеству факторов формального образования, которые отсутствуют в процессе, мы находим несколько классов неформальных систем.

Эти предварительные соображения подчеркивают необходимость четко и объективно установить возможные базовые характеристики неформального образования. Это, однако, не простая задача. Как отметили Ward и соавторы2, «всеобъемлющее и стандартное определение неформального образования еще не доступно для общего пользования.

Возможно, такое определение не появится до тех пор, пока не будет проведено гораздо большее изучение образовательных проблем и возможностей, присущих разнообразию опыта, который сейчас называется неформальным образованием ».

Что касается различия между обеими образовательными моделями, то же авторы отмечают, что «Подразумеваемые и реальные различия между формальным и неформальным образованием следует рассматривать в рамках систематического и целостного взгляда на образование».

В той же статье отмечается, что образование остается относительно неопределенным, поскольку не относящийся к школе взгляд на образование вызывает мало интереса. и ответственность от планировщиков образования.

Несмотря на вышесказанное, даже предварительный анализ существующих неформальных систем выявляет постоянное наличие двух особенностей: (а) – централизация процесса на ученике в отношении его ранее выявленных потребностей и возможностей; и (б) – непосредственная полезность образования для личного и профессионального роста студента.

Неформальное образование кажется лучше для удовлетворения индивидуальных потребностей студентов. Согласно Ward и соавт.

3, систематический анализ основных характеристик неформального образования, отличного от формального школьного образования, показывает, что участников привлекают к неформальным программам, потому что они предлагают опыт, который они надеются приобрести, и необходимые помощь для лучшего понимания себя и своего мира.

Вполне естественно, что если образование, предлагаемое школами, не представляет ценности для жизни учащегося и не может подготовить его к решению повседневных проблем, он просто откажется участвовать в программах, которые могут окончательно исчезнуть или, в лучшем случае, должны быть переформулированы. получить значение для студентов.

Поскольку неформальное образование ориентировано на учащегося, оно обладает гибкими возможностями в отношении первоначально установленных и принятых процедур, целей и содержания. Поэтому быстрее реагировать на изменения, которые могут повлиять на потребности студентов и общества.

Исходя из этих предварительных соображений, мы можем легко сделать вывод, что неформальный ярлык включает в себя широкий спектр образовательных систем, наделенных функциями, которые либо ведут их в сторону или от существующих формальных систем.

Таким образом, мы можем сделать вывод о существовании определенной степени преемственности, связывающей формальное и неформальное образование.

Эта точка зрения не ограничивается чисто академическим интересом, поскольку, как будет показано ниже, она чрезвычайно объективна и практична в поиске альтернативных решений проблем образования.

Учитывая масштабы, неформальное образование состоит из широкого разнообразия образовательных ситуаций, многие из которых сыграли значительную роль в обновлении образовательных систем. Теперь мы проанализируем три образовательных процесса, а именно: «заочное обучение», «дистанционное обучение» и «открытые системы», которые в силу своих особенностей попадают в сферу неформального образования.

Заочное обучение: организованные, структурированные заочные школы датируются более чем одним столетием. В нескольких работах 4 и у авторов 5 упоминается, что в 1856 году в Берлине Toussaint и Langenscheidt основали курс заочного языка. В 1886 году в Англии был введен заочный курс для аспирантов.

«Общество поощрения обучения на дому» было организовано в 1873 году в Бостоне, а первый официальный опыт состоялся в 1883 году в Нью-Йорке, в «университете заочного обучения».

В нескольких странах были предприняты аналогичные усилия: «Enseignement par корреспонденции» во Франции, «fernUntersuch» и «fernStudium» в Германии, «домашнее обучение», «почта обучения» и «почтовое обучение» в Англии; «Ensino porresponência» в Португалии; «Ensenãnza por correo» и «ensenãnza por corredencia» в Испании.

В настоящее время во всем мире существует большое количество школ заочного обучения, охватывающих обучение, которое варьируется от базового образования до обучения в университете, включая широкий спектр предметов в профессиональной сфере.

Участники заочного обучения находятся во всех возрастных группах и экономико-социальных классах.

Но каковы основные черты заочного обучения? Это плановая и систематизированная деятельность, основанная на подготовке печатных учебных материалов, которые рассылаются учащимся, которые физически отделены от учителей, которые могут оказывать им лишь ограниченную помощь.

Заочное обучение – это индивидуальная система обучения, которая позволяет студентам развиваться в своем темпе в соответствии со своими интересами.

Учебные материалы по большей части печатаются и, как правило, готовятся учителем, который не обладает достаточными дидактическими и техническими знаниями для подготовки высококачественных учебных материалов.

Хотя ряд заочных курсов в настоящее время предлагают другие виды учебного материала – аудиокассеты и видеокассеты, комплекты и т.д. – для целей классификации мы будем рассматривать только печатные материалы, предлагаемые заочными курсами.

Мы зарезервируем название «дистанционное обучение» для курсов, подготовленных на высоком техническом уровне междисциплинарной командой, управляемой относительно крупным учебным заведением, состоящим из самых разнообразных учебных материалов. Заочные курсы, как правило, устанавливают двустороннее общение по почте при поддержке учителя, который корректирует документы, предлагает рекомендации и запрашиваемые объяснения. Степень может быть или не быть получена и нет никакого давления – мотивация студента является основным фактором успеха программы. Нетрудно видеть, что заочные курсы не включают в себя некоторые особенности формального образования и поэтому классифицируются в области неформального образования.

Дистанционное обучение: Согласно Холмбергу6 «Дистанционное обучение – это обучение, поддерживаемое теми методами обучения, в которых из-за физической раздвоенности учащихся и преподавателей интерактивная, а также превентивная фаза обучения проводится через печатные, механические или электронные устройства.

«Дистанционное обучение основано на несмежном общении7, то есть «ученик находится на расстоянии от учителя много, большую часть или даже все время в процессе преподавания-обучения» . Основываясь на этом определении, мы можем сделать вывод, что концепция дистанционного обучения шире, чем концепция заочного обучения, с которой его иногда путают.

Таким образом, Butts8 отмечает, что «быстрое принятие в течение последних 10 лет фразы «дистанционное обучение» вместо «заочных курсов», по-видимому, отражает включение средств массовой информации, кроме печатных (и особенно средств вещания); свежий импульс, исходящий от исследований в области индивидуализированных методов обучения и самообучения; расширение социальной базы для открытых систем обучения; и разработка курсов и квалификаций, разработанных специально для удовлетворения потребностей студентов дистанционного обучения». 

Использованные источники

1.    J. Sarramona, “Tecnologia de la Ensenãnza a Distancia” (CEAC, Barcelona, 1975), p.20

2.     T.W.Ward, F.D. Sawyer, L.McKinney, and J. Dettoni, “Effective Learning: Lessons To Be Learned From Schooling, in “Effective learning in Non-Formal Education”, Org. T.W. Ward and W.A. Herzog Jr. (East Lansing, Michigan State University, 1974) p.38

3.    Ibid. p.14-59

4.    Encyclopoedia Brittanica, ed. W. Benton (Enc.Brit.Inc.Chicago, 1956) p.476-477

5.    J. Sarramona, op.cit. p. 24-25

6.    B. Holmberg, “Status and Trends of Distance Education” (Kogan Page, London, 1981) p.11 

7.    Ibid p. 11

8.    D. Butts, “Distance Learning and Broadcasting”, in “Distance Learning and Evaluation” ed. F. Percival and H. Elligton (Kogan Page, London, 1981) p. 26

FORMAL, NON-FORMAL AND INFORMAL EDUCATION: CONCEPTS/APPLICABILITY
Claudio Zaki Dib 

Источник: https://swsu.ru/sbornik-statey/the-concept-of-formal-and-informal-education.php

Ваша работа
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: