Ломов Борис Федорович

Ломов, Борис Фёдорович

Ломов Борис Федорович

    Введение
  • 1 Биография
  • 2 Научная деятельность
    • 2.1 Системный подход в психологии
    • 2.2 Учение о психологических законах
    • 2.3 Концепция уровней исследования человека и его психики
    • 2.4 Общепсихологические проблемы
    • 2.5 Инженерная психология
    • 2.6 Исследовательские результаты
  • 3 Основные работы
  • 4 Иное
  • 5 Награды и звания
  • 6 Память

Борис Фёдорович Ломов (28 января 1927, Нижний Новгород – 11 июля 1989, Москва) — советский психолог, специалист в области общей, инженерной и педагогической психологии, а также психологии познавательных процессов. Один из инициаторов разработки инженерной психологии в СССР. Член-корреспондент АПН СССР (1967), член-корреспондент АН СССР с 23 декабря 1976 по Отделению философии и права (психология).

1. Биография

Окончил психологическое отделение философского факультета ЛГУ (1951). Ученик Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева и Б. М. Теплова. Начал печататься еще во время учебы в университете.

В 1954 защитил кандидатскую диссертацию по психологическим проблемам психологии политехнического образования, в 1963 – докторскую диссертацию по инженерной психологии. Профессор. Член КПСС с 1956. В 1959 организовал в ЛГУ первую в СССР лабораторию инженерной психологии, в которой проводились эмпирические исследования.

Работал в Институте педагогики Ленинградского филиала АПН РСФСР. Основатель (совместно с Б. Г. Ананьевым) и первый декан факультета психологии ЛГУ (1966–1968). С 1967 – заведующий отделом науки Министерства просвещения СССР и лабораторией сенсорных процессов НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР.

Первый заведующий кафедрой социологии и психологии управления Академии народного хозяйства при СМ СССР. Первый директор Института психологии АН СССР в Москве (1972–1989). Президент Общества психологов СССР (1968–1983). В течение многих лет был председателем экспертного совета по педагогике и психологии ВАК СССР.

В 1972 и 1980 избирался членом исполнительного комитета Международного союза психологических наук (International Union of Psychological Science [1]), вице-президент этого союза (1976–1988).

2.1. Системный подход в психологии

Б. Ф. Ломовым был разработан ряд методологических и теоретических проблем психологической науки, в частности принципы системности и системного подхода в психологии в качестве основных инструментов психологического познания.

Он рассматривал психические процессы как системные по своей природе, органически вписанные во всеобщую взаимосвязь явлений и процессов материального мира и сами выражающие органическое единство уникальных качеств. Согласно Б. Ф.

Ломову, понять психическое можно лишь в результате его анализа во множестве внешних и внутренних отношений, в которых оно является целостной системой.

Обосновывая данную идею, исследователь исходил из того, что психическое выступает как отражение действительности и отношение к ней, как природное и социальное, сознательное и бессознательное. Психика, по Б. Ф. Ломову, — многомерное, иерархически организованное, динамически целое, т.е. система. При этом подразумевались полисистемность бытия человека и интегральность его психических свойств.

Ядро системного подхода образуют шесть основных принципов:

1) Психические явления воспринимаются с нескольких сторон: как некоторая качественная единица, как внутреннее условие взаимосвязи и взаимодействия объекта со средой, как совокупность качеств, приобретаемых индивидом, и как результат активности микросистем организма. Целостное описание явления предполагает сочетание всех планов исследования.

2) Психические явления многомерны, а потому должны рассматриваться в различных системах измерения. Если к их изучению подходить с одной стороны, то явление никогда не будет исследовано целиком.

3) Система психических явлений состоит из многих уровней, психика в целом разделяется на когнитивную, коммуникативную, регулятивную, каждая из которых также разделяется на уровни.

4) Свойства человека организованы в единое целое, по своему строению напоминающее пирамиду: на вершине находятся основные психические свойства, в основании — раскрывающие их свойства, а грани символизируют различные категории свойств. Таким образом, при системном рассмотрении необходимо учитывать совокупность свойств различного порядка.

5) Целостное познание психического явления подразумевает учет множественности его детерминант.

В их число входят причинно-следственные связи, общие и специальные предпосылки психических явлений, опосредующие звенья, а также внешние и внутренние факторы.

Одни и те же детерминанты могут в одних условиях выступать в роли предпосылок, а в других — в роли, например, фактора или опосредующего звена.

6) Психические явления должны изучаться в их динамике и развитии. Целостность и дифференцированность психических явлений возникают, формируются или разрушаются в ходе развития индивида, которое выступает как полисистемный процесс. Таким образом, психическое развитие индивида можно представить как постоянное движение, возникновение, формирование и преобразование основных свойств и качеств.

2.2. Учение о психологических законах

Б. Ф. Ломов видел основную задачу психологической науки в изучении природы психики, ее механизмов и законов, действующих в этой среде. Психологические законы связаны с иерархией уровней психического, раскрывая его разнообразные измерения.

Каждая группа законов фиксирует существенные и устойчивые связи психического в какой-либо определенной плоскости. Многообразие действующих законов, их различная направленность, по Б.Ф. Ломову, являются источником вариативности психических явлений.

2.3. Концепция уровней исследования человека и его психики

На самом высоком уровне человек рассматривался Б. Ф. Ломовым в системе человеческих отношений и изучался как личность. Предметом исследования в этом случае являлются развитие личности и социально-психологические явления.

На следующем уровне личность рассматривается с точки зрения ее собственных свойств и структуры, в контексте ее деятельности и непосредственного поведения. На еще более низком уровне изучаются процессы и состояния человека, его восприятие, мышление, память.

(Этот уровень связывает психологию с физикой и математикой, а следующий — с нейрофизиологией и биологическими науками). Низший уровень находится в области исследований нейродинамики и физиологического обеспечения психических процессов.

Данная схема показывает связь психологии с другими науками, а кроме того, дает основание для систематизации получаемых в психологии данных.

2.4. Общепсихологические проблемы

Некоторые работы Б. Ф.

Ломова были посвящены анализу общепсихологических проблем (экспериментальное изучение особенностей пространственных представлений и зрительного восприятия, выявление роли осязания в осуществлении практических действий, применение эксперимента в психофизических исследованиях, рассмотрение особенностей формирования и преобразования чувственных образов, исследование памяти и воображения). Показал роль антиципации в структуре деятельности и разработал концепцию уровней процессов антиципации. Проблема образа рассматривалась им применительно к особенностям конкретных видов деятельности, раскрывались также роль и функции психического образа в регуляции деятельности. Значительное внимание Б. Ф. Ломов уделял коммуникативным функциям психики, проблемам общения, психологии управления и психологии личности; исследовал взаимосвязи познания и общения, общения и деятельности. В частности, им был проведен психологический анализ деятельности летчиков и космонавтов.

Б. Ф. Ломов исследовал категориальный аппарат психологической науки, показал место и роль психологии в системе других наук, внутреннее единство психологического знания.

В его работах содержится анализ современного состояния и развития психологии, определяются пути построения ее теории, раскрываются взаимосвязи теории, эксперимента и практики в психологии.

В последние годы большое внимание уделял вопросам истории отечественной психологии, пытаясь собрать воедино и сохранить все ценное, что было создано в русской и советской психологической науке.

2.5. Инженерная психология

Б. Ф. Ломов – создатель научной школы в инженерной психологии. С конца 1950-х годов занимался проблемами применения психологических законов в производственной сфере жизни людей.

Одним из первых он начал разработку психологических проблем управления народным хозяйством, предложил ряд методов повышения производительности труда, обосновал необходимость поддержания на предприятии дружественной и уютной атмосферы как условия сохранения здоровья работников. Б. Ф. Ломов изучал вопросы информационного взаимодействия человека и технических устройств, поиска средств отображения информации и оптимальных (с позиции человека) форм и способов управления механизмами и технологическими процессами. Исследовал также ряд теоретических и практических проблем психологической оценки и проектирования современной техники.

2.6. Исследовательские результаты

Теоретические, экспериментальные и прикладные работы Б. Ф. Ломова оказали влияние на появление новых направлений психологических исследований, отвечающих интересам смежных научных дисциплин. Он разработал и прочитал оригинальные курсы лекций по общей и экспериментальной психологии, инженерной психологии и психологии труда.

Под руководством Б. Ф. Ломова были выполнены и защищены около 60 кандидатских и 10 докторских диссертаций.

Автор и соавтор свыше 300 научных публикаций, многие из которых были переведены на иностранные языки.

3. Основные работы

  • «Формирование производственных навыков у школьников» (1959),
  • «Формирование графических знаний и навыков у учащихся» (1959),
  • «Осязание в процессах познания и труда» (1959, в соавт. с Б. Г.Ананьевым),
  • «Человек и техника: очерки инженерной психологии» (1963, 2-е изд. 1966),
  • «Человек в системах управления» (1968),
  • «Правовые и социально-психологические аспекты управления» (1972, в соавт. с В. В. Лаптевым, В. М. Шепелем и В. Г. Шориным),
  • «Психологическая наука и общественная практика» (1973),
  • «О системном подходе в психологии» («Вопросы психологии», 1975, № 2),
  • «Основы построения аппаратуры отображения в автоматизированных системах» (1975, в соавт.);
  • «Методологические проблемы инженерной психологии» (1977),
  • «Экспериментально-психологические исследования в авиации и космонавтике» (1978, в соавт. с Г. Т. Береговым, Н. Д. Заваловой и В.А. Пономаренко),
  • «Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников» (1979, в соавт. с А. Д. Ботвинниковым),
  • «Антиципация в структуре деятельности» (1980, в соавт. с Е. Н. Сурковым),
  • «Человек и автоматы» (1984),
  • «Методологические и теоретические проблемы психологии» (1984),
  • «Образ в системе психической регуляции деятельности» (1986, в соавт.),
  • «Вербальное кодирование в познавательных процессах» (1986, в соавт. с А. В. Беляевой и В. Н. Носуленко),
  • «Основы инженерной психологии: учебник» (1986, в соавт.);
  • «Системность в психологии» (1996; посм.) и др.

4. Иное

Был известен как активный пропагандист психологической науки, выступал в СССР и за рубежом с лекциями перед студентами, учителями, инженерами, организаторами производства.

Автор ряда научно-популярных работ по психологии, редактор периодического сборника «Проблемы инженерной психологии».

Организатор и главный редактор «Психологического журнала», член редколлегии журнала «Вопросы психологии».

Инициатор издания первой советской «Психологической энциклопедии».

Организатор и руководитель всесоюзных форумов по инженерной психологии в Москве (1964, 1967).

Член ряда научных советов АН СССР и межведомственных советов по гуманитарным наукам. Председатель Научного совета АН СССР по комплексному изучению человека (1986-1989).

5. Награды и звания

Почетный член Саксонской АН (ГДР). Был награжден Орденом «Знак Почёта» и медалями, в частности золотой медалью Словацкой АН (ЧССР) и медалью «Выдающемуся зарубежному ученому» (США, общество «Human factors»).

6. Память

В память о Б. Ф. Ломове на здании Института психологии РАН установлена мемориальная доска.

скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии. Синхронизация выполнена 16.07.11 12:19:14
Похожие рефераты: Борис Фёдорович, Французов Борис Фёдорович, Борис Фёдорович Поршнев, Фёдоров Борис Фёдорович, Шлёцер Борис Фёдорович, Борис Фёдорович Сморчков, Васильев Борис Фёдорович, Славин Борис Фёдорович, Инфантьев Борис Фёдорович.

Категории: Персоналии по алфавиту, Учёные по алфавиту, Умершие в Москве, Родившиеся в Нижнем Новгороде, Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени, Преподаватели СПбГУ, Учёные Санкт-Петербурга, Родившиеся 28 января, Члены-корреспонденты АН СССР, Умершие 11 июля, Родившиеся в 1927 году, Психологи по алфавиту, Умершие в 1989 году, Психологи СССР, Доктора психологических наук.

Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareA.

Источник: https://wreferat.baza-referat.ru/%D0%9B%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B2_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81_%D0%A4%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

Ломов Борис Федорович

Ломов Борис Федорович

Борис Федорович Ломов (28 января 1927 году, Нижний Новгород — 11 июля 1989, Москва) — советский психолог, специалист в области общей, инженерной и педагогической психологии, а также психологии познавательных процессов. Один из инициаторов разработки инженерной психологии в СССР. Член-корреспондент АПН СССР (1967), член-корреспондент АН СССР с 23 декабря 1976 по Отделению философии и права (психология).

Биография

Окончил психологическое отделение философского факультета ЛГУ (1951). Ученик Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева и Б. М. Теплова. Начал печататься еще во время учебы в университете.

В 1954 защитил кандидатскую диссертацию по психологическим проблемам психологии политехнического образования, в 1963 — докторскую диссертацию по инженерной психологии. Профессор. Член КПСС с 1956. В 1959 организовал в ЛГУ первую в СССР лабораторию инженерной психологии, в которой проводились эмпирические исследования.

Работал в Институте педагогики Ленинградского филиала АПН РСФСР. Основатель (совместно с Б. Г. Ананьев) и первый декан факультета психологии ЛГУ (1966-1968). С 1967 — заведующий отделом науки Министерства образования СССР и лабораторией сенсорных процессов НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР.

Первый заведующий кафедрой социологии и психологии управления Академии народного хозяйства при СМ СССР. Первый директор Института психологии АН СССР в Москве (1972-1989). Президент Общества психологов СССР (1968-1983). В течение многих лет был председателем экспертного совета по педагогике и психологии ВАК СССР.

В 1972 и 1980 избирался членом исполнительного комитета Международного союза психологических наук (International Union of Psychological Science [1]), вице-президент этого союза (1976-1988).

Научная деятельность

Системный подход в психологии Б. Ф. Ломова был разработан ряд методологических и теоретических проблем психологической науки, в том числе принципы системного подхода в психологии как основного инструмента познания психики.

Он рассматривал психические процессы как системные, органично вписаны в общую взаимосвязь явлений и процессов материального мира и сами выступающие по отношению к ним как органическое единство при раскрытии своих уникальных качеств. Согласно Б. Ф.

Ломова, понимание психического предусматривает его анализ в плане влияния на него совокупностей внешних и внутренних отношений, с которыми оно вступает в связь прежде всего в качестве единого целого. Исследователь исходил из того, что психическое выступает как отражение действительности и активное отношение к ней, как природное и социальное, как сознательное и бессознательное.

Психика как система, по Б. Ф. Ломова, — это многомерное, иерархически организованное динамическое целое. В связи с этим им ставилась задача выявления множественности систем бытия человека по отношению к единству его психических свойств.

Ядро его системного подхода образуют следующие шесть основных принципов: 1) Психические явления должны восприниматься и анализироваться с нескольких сторон: как некоторая качественная единица, как внутреннее условие взаимосвязи и взаимодействия объекта со средой, как совокупность качеств, приобретаемых индивидом, и как результат активности микросистем организма.

Целостное описание явления предполагает сочетание всех планов исследования. 2) Психические явления многомерные, а поэтому они должны рассматриваться с разных сторон и в разных системах измерения.

3) Система психических явлений состоит из многих уровней, психика в целом разделяется на когнитивную, коммуникативную, регулятивную, каждая из которых также делится на те или иные уровне.

4) Свойства человека организованы в единое целое, по своему строению напоминает пирамиду: на вершине находятся основные психические свойства, в основании — свойства, их вскрывают, а грани представляют собой различные категории психических свойств. Так и получается, что системном рассмотрении необходимо учитывать совокупность свойств различного порядка.

5) Целостное познание психического явления предполагает учет множественности его детерминант. В их число входят причинно-следственные связи, общие и специальные предпосылки психических явлений, опосредующие звенья, различные внешние и внутренние факторы. Одни и те же детерминанты могут в одних условиях выступать в роли предпосылок, а в других — в качестве самостоятельного фактора или опосредующего звена. 6) Психические явления должны изучаться в их динамике и развитии. Целостность и дифференцированность психических явлений возникают, формируются или разрушаются в ходе развития человека как их носителя, жизнь которого сама представляет собой полисистемный процесс. Таким образом, психическое развитие человека и можно представить как постоянное движение, возникновение, формирование и преобразование его основных качеств и свойств.

Учение о психологических законах Б. Ф. Ломов видел основную задачу психологической науки в изучении природы психики, ее механизмов и законов, действующих в этой среде.

Психологические законы связаны с иерархией уровней психического, раскрывая его различные измерения. Каждая группа законов фиксирует существенные и устойчивые связи психического в какой-либо определенной плоскости.

Многообразие действующих законов, их различная направленность, по Б.Ф. Ломовую, является источником вариативности психических явлений.

Концепция уровней исследования человека и его психики На высшем уровне человек рассматривался Б.Ф.Ломова в системе человеческих отношений и изучался как личность. Предметом исследования в этом случае являлются развитие личности и социально-психологические явления.

На следующем уровне личность рассматривается с точки зрения ее собственных свойств и структуры, в контексте ее деятельности и непосредственного поведения. На еще более низком уровне изучаются процессы и состояния человека, его восприятие, мышление, память.

(Этот уровень связывает психологию с физикой и математикой, а следующий — с нейрофизиологией и биологическими науками). Низкий уровень находится в области исследований нейродинамики и физиологического обеспечения психических процессов.

Данная схема показывает связь психологии с другими науками, а кроме того, дает основание для систематизации получаемых в психологии данных.

Общепсихологические проблемы Некоторые работы Б.Ф.

Ломова были посвящены анализу общепсихологических проблем (экспериментальное изучение особенностей пространственных представлений и зрительного восприятия, выявления роли соприкосновения в осуществлении практических действий, применения эксперимента в психофизических исследованиях, рассмотрение особенностей формирования и преобразования чувственных образов, исследования памяти и воображения).

Показал роль антиципации в структуре деятельности и разработал концепцию уровней процессов антиципации. Проблема образа рассматривалась им применительно к особенностям конкретных видов деятельности, раскрывались также роль и функции психического образа в регуляции деятельности. Значительное внимание Б. Ф.

Ломов уделял коммуникативных функций психики, проблем общения, психологии управления и психологии личности; исследовал взаимосвязи познания и общения, общения и деятельности. В частности, им был проведен психологический анализ деятельности летчиков и космонавтов. Б. Ф.

Ломов исследовал категориальный аппарат психологической науки, показал место и роль психологии в системе других наук, внутреннее единство психологического знания. В его работах содержится анализ современного состояния и развития психологии, определяются пути построения ее теории, раскрываются взаимосвязи теории, эксперимента и практики в психологии. В последние годы большое внимание уделял вопросам истории отечественной психологии, пытаясь собрать воедино и сохранить все ценное, что было создано в русской и советской психологической науке.

Инженерная психология Б. Ломов — создатель научной школы в инженерной психологии. С конца 1950-х годов занимался проблемами применения психологических законов в производственной сфере жизни людей.

Одним из первых он начал разработку психологических проблем управления народным хозяйством, предложил ряд методов повышения производительности труда, обосновал необходимость поддержания на предприятии дружественной и уютной атмосферы как условия сохранения здоровья работников. Б. Ф.

Ломов изучал вопрос информационного взаимодействия человека и технических устройств, поиска средств отображения информации и оптимальных (с позиции человека) форм и способов управления механизмами и технологическими процессами.

Исследовал также ряд теоретических и практических проблем психологической оценки и проектирования современной техники.

Исследовательские результаты Теоретические, экспериментальные и прикладные работы Б.Ф.Ломова повлияли на появление новых направлений психологических исследований, отвечающих интересам смежных научных дисциплин.

Он разработал и прочитал оригинальные курсы лекций по общей и экспериментальной психологии, инженерной психологии и психологии труда. Под руководством Б. Ф. Ломова были выполнены и защищены около 60 кандидатских и 10 докторских диссертаций.

Автор и соавтор более 300 научных публикаций, многие из которых были переведены на иностранные языки.

Научные работы

  • «Формирование производственных навыков у школьников» (1959),
  • «Формирование графических знаний и навыков у учащихся» (1959),
  • «Осязание в процессах познания и труда» (1959, в соавт. С Б. Г.Ананьевым),
  • «Человек и техника: очерки инженерной психологии» (1963, вторая изд. 1966),
  • «Человек в системах управления» (1968),
  • «Правовые и социально-психологические аспекты управления» (1972, в соавт. С В. В. Лаптевым, В. М. Шепелем и В. Г. Шориным),
  • «Психологическая наука и общественная практика» (1973),
  • «В системном подходе в психологии» («Вопросы психологии», 1975, № 2),
  • «Основы построения аппаратуры отображения в автоматизированных системах» (1975, в соавт.);
  • «Методологические проблемы инженерной психологии» (1977),
  • «Экспериментально-психологические исследования в авиации и космонавтике» (1978, в соавт. С Г. Т. Береговым, Н. Д. Заваловой и В.А. Пономаренко),
  • «Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников» (1979, в соавт. С А. Д. Ботвинниковым),
  • «Антиципации в структуре деятельности» (1980, в соавт. С Е. Н. Сурковым),
  • «Человек и автоматы» (1984),
  • «Методологические и теоретические проблемы психологии» (1984),
  • «Образ в системе психической регуляции деятельности» (1986, в соавт.),
  • «Вербальное кодирование в познавательных процессах» (1986, в соавт. С А. В. Беляевой и В. Н. Носуленко),
  • «Основы инженерной психологии: учебник» (1986, в соавт.);
  • «Системность в психологии» (1996; улыбок.) И др.

Источник: https://info-farm.ru/alphabet_index/l/lomov-boris-fedorovich.html

Научный вклад

Значительная часть работ Л.

посвященаисследованию общепсихологическихпроблем: особенностям пространствен­ных представлений и бимануального ося­зания, взаимодействию рук в процессеощупывания и роли осязания в осуще­ствлении практических действий, фор­мированию и преобразованию чувствен­ных образов и графических навыков(«Формирование графических знаний инавыков у учащихся». Л.

, 1959; «Осязаниев процессах познания и труда»/ совмест­но с Б.Г. Ананьевым, Л.М. Веккером,А.В. Ярмоленко. Л., 1959). В этом же рус­ле Л. исследовал роль антиципации вструктуре деятельности и разработал кон­цепцию уровней процессов антиципации(«Антиципация в структуре деятельнос­ти»/в соавт., М., 1980).

Им исследоваласьтакже проблема образа, роль и функциипсихического образа в регуляции конк­ретных видов деятельности («Образ в си­стеме психической регуляции деятельно­сти»/ в соавт., М., 1986). Еще одним важ­ным направлением исследований былоизучение коммуникативных функцийпсихики. Анализируя проблему общения,Л.

использовал общепсихологическийподход к ее изучению. Общение рассмат­ривалось как особая, отличная от деятель­ности сфера бытия человека, система су-бьект-субьектных отношений, имеющаяспецифическую структуру и функции, нов то же время органически связанная сдругими сторонами целостной жизнеде­ятельности человека («Общение и позна­ние». М., 1984).

Большое внимание уде­лялось Л. проблемам психологии управ­ления, рассмотрению психологическихособенностей деятельности руководите­ля, специфике взаимодействия в системе«руководитель-подчиненный» («Право­вые и социально- психологические ас­пекты управления»/соавт., М.,1972). Л. —один из создателей отечественной инже­нерной психологии.

Им были разработаныосновополагающие принципы, программаи задачи ее развития, которые включалиизучение проблем информационного вза­имодействия человека и технических ус­тройств, поиск средств отображения ин­формации и оптимальных (с позиции че­ловека) форм и способов управлениямеханизмами (технологическими процес­сами), рассмотрение закономерностейприема, переработки, хранения и исполь­зования информации человеком, исследо­вание человека как центрального звенасистемы управления и субъекта трудовойдеятельности и др. («Человек и техника».М., 1966; «Человек в системе управле­ния». М., 1967; «Человек и автоматы».М., 1984). Большое внимание Л. уделялразработке методолого-теоретическихпроблем психологической науки: анализукатегориального аппарата психологии, еезаконов и принципов; роли и месту психо­логии в системе других наук; раскрытиювнутреннего единства и системного стро­ения психологического знания; рассмот­рению его современного состояния итенденций развития; определению путейпостроения психологической теории; ис­следованию взаимосвязи теории, экспери­мента и практики в психологии. («Психоло­гическая наука и общественная практика»,М., 1973; «Методологические и теоретичес­кие проблемы психологии», М., 1984).

Библиография работ

«Формирование графических знаний инавыков у учащихся». Л., 1959; «Осязаниев процессах познания и труда»/ совмест­но с Б.Г. Ананьевым, Л.М. Веккером,А.В. Ярмоленко. Л., 1959,«Антиципация в структуре деятельнос­ти»/в соавт., М., 1980, «Образ в си­стеме психической регуляции деятельно­сти»/ в соавт., М.

, 1986 ,«Общение и позна­ние». М., 1984, «Право­вые и социально- психологические ас­пекты управления»/соавт., М.,1972, «Человек и техника».М., 1966; «Человек в системе управле­ния». М., 1967; «Человек и автоматы».М., 1984 ,«Психоло­гическая наука и общественная практика»,М.

, 1973; «Методологические и теоретичес­кие проблемы психологии», М., 1984

Ломов Б.Ф. на Карте истории российской психологии

Идёт загрузка карты…

{“markers”:[{“pos”:[{“lat”:59.9417301,”lon”:30.296833}]},{“pos”:[{“lat”:59.9417301,”lon”:30.296833}],”title”:”\u003Cp\u003E\u003Ca href=\”/index.

php?title=%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82_(%D1%81%D0%B5%D0%B9%D1%87%D0%B0%D1%81_-_%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82)\u0026amp;action=edit\u0026amp;redlink=1\” class=\”new\” title=\”\u041b\u0435\u043d\u0438\u043d\u0433\u0440\u0430\u0434\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u0443\u043d\u0438\u0432\u0435\u0440\u0441\u0438\u0442\u0435\u0442 (\u0441\u0435\u0439\u0447\u0430\u0441 – \u0421\u0430\u043d\u043a\u0442-\u041f\u0435\u0442\u0435\u0440\u0431\u0443\u0440\u0433\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u0443\u043d\u0438\u0432\u0435\u0440\u0441\u0438\u0442\u0435\u0442) (\u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u0438\u0446\u0430 \u043d\u0435 \u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0443\u0435\u0442)\”\u003E\u041b\u0435\u043d\u0438\u043d\u0433\u0440\u0430\u0434\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u0443\u043d\u0438\u0432\u0435\u0440\u0441\u0438\u0442\u0435\u0442 (\u0441\u0435\u0439\u0447\u0430\u0441 – \u0421\u0430\u043d\u043a\u0442-\u041f\u0435\u0442\u0435\u0440\u0431\u0443\u0440\u0433\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u0443\u043d\u0438\u0432\u0435\u0440\u0441\u0438\u0442\u0435\u0442)\u003C/a\u003E\u003C/p\u003E”,”text”:”\u003Cp\u003E\u041c\u0435\u0441\u0442\u043e \u0443\u0447\u0435\u0431\u044b \u003Cstrong class=\”selflink\”\u003E\u0411.\u0424. \u041b\u043e\u043c\u043e\u0432\u003C/strong\u003E, \u003Cbr /\u003E\u003Cbr /\u003E \u041c\u0435\u0441\u0442\u043e \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u044b \u003Cstrong class=\”selflink\”\u003E\u0411.\u0424. \u041b\u043e\u043c\u043e\u0432\u003C/strong\u003E\u003C/p\u003E”},{“pos”:[{“lat”:55.8193857,”lon”:37.64489633}],”title”:”\u003Cp\u003E\u003Ca href=\”/index.php?title=%D0%98%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%82_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8_%D0%A0%D0%90%D0%9D\u0026amp;action=edit\u0026amp;redlink=1\” class=\”new\” title=\”\u0418\u043d\u0441\u0442\u0438\u0442\u0443\u0442 \u043f\u0441\u0438\u0445\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0438 \u0420\u0410\u041d (\u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u0438\u0446\u0430 \u043d\u0435 \u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0443\u0435\u0442)\”\u003E\u0418\u043d\u0441\u0442\u0438\u0442\u0443\u0442 \u043f\u0441\u0438\u0445\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0438 \u0420\u0410\u041d\u003C/a\u003E\u003C/p\u003E”,”text”:”\u003Cp\u003E\u041c\u0435\u0441\u0442\u043e \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u044b \u003Cstrong class=\”selflink\”\u003E\u0411.\u0424. \u041b\u043e\u043c\u043e\u0432\u003C/strong\u003E\u003C/p\u003E”}],”bounds”:{“ne”:{“lat”:59.9417301,”lon”:37.64489633},”sw”:{“lat”:55.8193857,”lon”:30.296833}}}

Ломов Борис Федорович

Ссылки

Барабанщиков В.А., Кольцова В.А. Ломов Борис Федорович // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. – С. 277-278

Источник: http://hist-psy.ru/index.php/%D0%9B%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B2_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

Ваша работа
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: