Лебон Гюстав
Лебон (Le Bon), Гюстав (1841-1931) — французский ученый, философ-идеалист и социолог, доктор медицины. Лебон принадлежит ряд экспериментальных работ в области анатомии, физиологии, физики и химии. Он создал натурфилософскую гипотезу, близкую к энергетизму.
Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 186.
Лебон Гюстав (1841-1931) – французский социолог, основатель социальной психологии. Основной труд – «Психология народов и масс» (1895).
Сформулировал одну из первых концепций массового общества: отождествляя массу с толпой, пророчил наступление «эры масс» и следующий за этим упадок цивилизации.
В толпе люди оказываются во власти иррациональных чувств, нетерпимости, ими управляет закон «духовного единства толпы»
Использованы материалы кн.: Политическая мысль Новейшего времени. Персоналии, идеи, концепции: Краткий справочник / Сост. Михайлова Е.М. – Чебоксары: ЧКИ РУК, 2010, с. 18.
Лебон (Lе Bon) Гюстав (1841-1931) — французский философ-идеалист, социолог, антрополог. Биография. Доктор медицины. Исследования. Стремился найти доказательства неравенства человеческих рас. По его мнению, физиологические анатомические и психологические различия между народами ведут к конфликтам и непониманию между ними.
Упадок цивилизации связывал с наступлением «эры масс», когда все будет решать толпа, инициируемая отдельными «вожаками». Считал, что «духовное единство толпы» предопределяет характер поведения входящих в нее людей. Их поведение становится бессознательным, а они сами — повышенно эмоциональными, рационально неконтролируемыми, догматичными, нетерпимыми, безответственными.
Разделял толпу на разнородную (уличные сборища) и однородную (секты, классы).
Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 291.
Лебон Гюстав (1841–1931). Французский социолог и социальный психолог, один из основателей психологического подхода в социологии. Автор трудов по этнопсихологии народов и психологии толпы. Отождествлял массу с толпой. Движущей силой социального прогресса считал эмоции.
Прогресс общества связывал с деятельностью элит. Исследовал возможности управления коллективными действиями людей. Рассматривал жизнь народов как “видимые продукты” их “невидимой души”. Разработал концепцию рас и народов на основе способности контролировать свои инстинкты.
Отрицательно относился к идее социализма, в широком влиянии которой на массы видел серьезную опасность. Социальные революции считал проявлением массовой истерии.
Предвидел упадок цивилизации по мере роста городов, средств массовой коммуникации, в связи с усилением роли толп, которое приведет к наступлению “эры масс”. Труды Лебона оказали влияние на развитие концепций “массового общества”.
А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011.
Лебон (Le Bon) Гюстав (7.5.1841, Ножан-ле-Ротру, — 15.12.1931, Париж), французский социальный психолог, антрополог и археолог, автор ряда работ по теоретическому и экспериментальному естествознанию. В области философии природы развивал идеи энергетизма.
Лебон выдвинул один из первых вариантов теории «массового общества». С позиций аристократического элитизма выступал против идеи социального равенства во всех её разновидностях, стремился доказать неравенство различных рас.
Отождествляя массу с толпой, он предвещал наступление «эры масс» и связанный с этим упадок цивилизации.
Лебон делил толпу на «разнородную» (уличные, парламентские собрания и т. д.) и «однородную» (секты, касты, классы).
Третируя массу (толпу) как иррациональную разрушительную силу, он подчёркивал бессознательный и эмоциональный характер поведения индивидов в толпе, которыми в этом случае управляет закон «духовного единства толпы».
По Лебону, поведение индивида в толпе радикально меняется: им овладевает ощущение непреодолимой силы, нетерпимость, догматизм, утрачивается чувство ответственности. Ведущую роль в общественном развитии он отводил изменениям в идеях, внушаемых массам немногими «вожаками» посредством утверждения, повторения и заражения.
Воззрения Лебона эклектичны и поверхностны. Хотя он претендовал на рациональное постижение законов массовой психологии, его концепции носят иррациональный характер и представляют собой неприкрытую реакционную критику идей демократии, равенства и социализма.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв,П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
Сочинения: Психология народов и масс, СПБ, 1896; Психология социализма, СПБ, 1908; Эволюция материи, СПБ, 1912.
Литература: Ашин Г. К., Доктрина «массового общества», М., 1971.
Далее читайте:
Философы, любители мудрости (биографический указатель).
Исторические лица Франции (биографический справочник).
Сочинения:
Psychologie de foiiles. P., 1985: в рус, пер.: Психология народов и масс. СПб., 1896;
Психологические законы эволюции народов, СПб., 1906;
Психология социализма, СПб., 1908;
Психология воспитания. СПб., 1910;
Эволюция материи. СПб., 1912;
Толпотворение // Новое время. № 3. 1994;
Психология народов и масс // Психология толпы: социальные и политические механизмы влияния на массы. М.: ЭКСМО-Пресс, 2003.
Литература:
Ашин Г. К., Доктрина «массового общества», М., 1971.
Источник: http://www.hrono.info/biograf/bio_l/lebong.php