Лебон (Le Bon) Гюстав

Лебон Гюстав

Лебон (Le Bon) Гюстав

Лебон (Le Bon), Гюстав (1841-1931) — французский ученый, философ-идеалист и социолог, доктор медицины. Лебон принадлежит ряд экспериментальных работ в области анатомии, физиологии, физики и химии. Он создал натурфилософскую гипотезу, близкую к энергетизму.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 186.

Лебон Гюстав (1841-1931) – французский социолог, основатель социальной психологии. Основной труд – «Психология народов и масс» (1895).

Сформулировал одну из первых концепций массового общества: отождествляя массу с толпой, пророчил наступление «эры масс» и следующий за этим упадок цивилизации.

В толпе люди оказываются во власти иррациональных чувств, нетерпимости, ими управляет закон «духовного единства толпы»

Использованы материалы кн.: Политическая мысль Новейшего времени. Персоналии, идеи, концепции: Краткий справочник / Сост. Михайлова Е.М. – Чебоксары: ЧКИ РУК, 2010, с. 18.

Лебон (Lе Bon) Гюстав (1841-1931) — французский философ-идеалист, социолог, антрополог. Биография. Доктор медицины. Исследования. Стремился найти доказательства неравенства человеческих рас. По его мнению, физиологические анатомические и психологические различия между народами ведут к конфликтам и непониманию между ними.

Упадок цивилизации связывал с наступлением «эры масс», когда все будет решать толпа, инициируемая отдельными «вожаками». Считал, что «духовное единство толпы» предопределяет характер поведения входящих в нее людей. Их поведение становится бессознательным, а они сами — повышенно эмоциональными, рационально неконтролируемыми, догматичными, нетерпимыми, безответственными.

Разделял толпу на разнородную (уличные сборища) и однородную (секты, классы).

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 291.

Лебон Гюстав (1841–1931). Французский социолог и социальный психолог, один из основателей психологического подхода в социологии. Автор трудов по этнопсихологии народов и психологии толпы. Отождествлял массу с толпой. Движущей силой социального прогресса считал эмоции.

Прогресс общества связывал с деятельностью элит. Исследовал возможности управления коллективными действиями людей. Рассматривал жизнь народов как “видимые продукты” их “невидимой души”. Разработал концепцию рас и народов на основе способности контролировать свои инстинкты.

Отрицательно относился к идее социализма, в широком влиянии которой на массы видел серьезную опасность. Социальные революции считал проявлением массовой истерии.

Предвидел упадок цивилизации по мере роста городов, средств массовой коммуникации, в связи с усилением роли толп, которое приведет к наступлению “эры масс”. Труды Лебона оказали влияние на развитие концепций “массового общества”.

А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011.

Лебон (Le Bon) Гюстав (7.5.1841, Ножан-ле-Ротру, — 15.12.1931, Париж), французский социальный психолог, антрополог и археолог, автор ряда работ по теоретическому и экспериментальному естествознанию. В области философии природы развивал идеи энергетизма.

Лебон выдвинул один из первых вариантов теории «массового общества». С позиций аристократического элитизма выступал против идеи социального равенства во всех её разновидностях, стремился доказать неравенство различных рас.

Отождествляя массу с толпой, он предвещал наступление «эры масс» и связанный с этим упадок цивилизации.

Лебон делил толпу на «разнородную» (уличные, парламентские собрания и т. д.) и «однородную» (секты, касты, классы).

Третируя массу (толпу) как иррациональную разрушительную силу, он подчёркивал бессознательный и эмоциональный характер поведения индивидов в толпе, которыми в этом случае управляет закон «духовного единства толпы».

По Лебону, поведение индивида в толпе радикально меняется: им овладевает ощущение непреодолимой силы, нетерпимость, догматизм, утрачивается чувство ответственности. Ведущую роль в общественном развитии он отводил изменениям в идеях, внушаемых массам немногими «вожаками» посредством утверждения, повторения и заражения.

Воззрения Лебона эклектичны и поверхностны. Хотя он претендовал на рациональное постижение законов массовой психологии, его концепции носят иррациональный характер и представляют собой неприкрытую реакционную критику идей демократии, равенства и социализма.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв,П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Психология народов и масс, СПБ, 1896; Психология социализма, СПБ, 1908; Эволюция материи, СПБ, 1912.

Литература: Ашин   Г. К., Доктрина «массового общества», М.,  1971.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица Франции (биографический справочник).

Сочинения:

Psychologie de foiiles. P., 1985: в рус, пер.: Психология народов и масс. СПб., 1896;

Психологические законы эволюции народов, СПб., 1906;

Психология социализма, СПб., 1908;

Психология воспитания. СПб., 1910;

Эволюция материи. СПб., 1912;

Толпотворение // Новое время. № 3. 1994;

Психология народов и масс // Психология толпы: социальные и политические механизмы влияния на массы. М.: ЭКСМО-Пресс, 2003.

Литература:

Ашин   Г. К., Доктрина «массового общества», М.,  1971.

Источник: http://www.hrono.info/biograf/bio_l/lebong.php

Ваша работа
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: