Инфантилизм

Инфантилизм как норма. Почему стоит переосмыслить возрастные границы

Инфантилизм

Представления о возрастах человека нуждаются в ревизии. Ценность взрослости как периода определенности для многих уже не та, что раньше, поэтому он откладывается. Процессы становления личности тоже идут вразнобой, у взрослых людей остаются признаки инфантилизма. 

Традиционная возрастная периодизация жизни «ребенок — молодой человек — взрослый» сегодня уже не совсем актуальна. Слишком многое изменилось: темп жизни, подход к образованию, социальные роли и институты, супружество, профессиональное самоопределение человека. Биографии стали менее предсказуемыми. Изменилось начало взрослой жизни.

Наконец, сама ценность взрослости уже подвергается сомнению, а инфантилизм становится привычным явлением. Елена Сабельникова и Наталья Хмелева предложили по-новому концептуализировать этот феномен в статье Infantilism: Theoretical Construct and Operationalization.

Авторы исследования подчеркивают, что избегают «оценочного модуса», а анализируют явление инфантилизма как таковое.  

Замедление самоопределения

С точки зрения психологии взрослость человека предполагает саморегуляцию, эмоциональную зрелость (рациональность, самоконтроль, отсутствие импульсивности и пр.

), ответственность, способность к рефлексии, потребность к труду и устойчивым отношениям. Взрослый человек стремится состояться в профессии и в семье. Ряд психологов подчеркивают значимость мотивов аффилиации (сопричастности) и достижений.

Человеку важно определиться с гражданской и социальной позицией, с образом жизни и пр.  

Инфантильную личность, напротив, отличают незрелость чувств («детские» реакции, отсутствие воли, неуверенность), внешний локус контроля (во всем виноваты другие люди), завышенная самооценка, нетребовательность к себе (на фоне взыскательности в отношении общества) и эгоцентризм, отмечают Сабельникова и Хмелева. «Инфантильная личность стремится уйти от необходимости адекватно оценивать объективную социальную реальность», — добавляют авторы статьи.

Другими словами, зрелость ассоциируется с успешным освоением главных социальных ролей: работника, супруга, родителя. Однако все больше людей откладывают этот выбор, иначе оценивают его значимость. Люди тратят больше времени на учебу, выбор партнера и поиски себя. В результате время самоопределения в жизни и профессии растягивается.

Возрастные границы условны

По данным демографов, возраст отделения от родительской семьи передвинулся с 18-20 лет в старших поколениях (например, среди россиян 1950-х годов рождения) до 23-25 лет для детей бэби-бума 1980-х.

Почти треть поколения 1980-1986 годов рождения считает, что они поторопились с независимостью.

«С одной стороны, можно говорить о том, что современное поколение подходит к вопросу старта самостоятельной жизни достаточно обдуманно, поскольку 70% респондентов уверены, что вовремя отделились от родителей, — отмечают демографы Алина Долгова и Екатерина Митрофанова.

— В то же время, видна тенденция легкомысленного отношения к планированию самостоятельной жизни, поскольку доля тех, кто поспешил с принятием этого решения, уверенно растет».

Периодизация возрастов в разных исследованиях варьируется. Взрослость называется по-разному: зрелость, стадия полноценной субъектности, средний возраст и пр.

Кто-то (как, например, американские психологи Грейс Крайг и Дон Бокум) считает разумным говорить о «ранней взрослости» от 18 и до 40 лет.

Другие исследователи (например, американский психолог Вирджиния Квинн) обозначают тот же период как молодость. По мнению авторов статьи, это и есть главный период самоосуществления.  

Факторы инфантилизма

Откладывание взрослости — это ответ на новую реальность, считают многие ученые. Меняется все: от набора компетенций и профессий (одни исчезают, другие только формируются) — до взаимоотношений.

 Открылось очень много «способов проживать свою жизнь». Возникли альтернативные модели взрослости. Биографии стали непредсказуемыми.

Например, получив одну специальность и поработав, люди затем переучиваются и меняют сферу занятости. Отделившись от родителей, человек может впоследствии вернуться к ним, продлить «детство».

Однако диапазон биографических возможностей слишком широк, что может частично дезориентировать и мешать определиться.

 Образовательный выбор имеет «непонятный срок действия» (в силу неясности будущего профессий) и, по словам психолога Александры Бочавер, порождает неуверенность. В итоге молодые люди «тяготеют к эскапизму и откладыванию значимых решений». Вместо выработки стратегии они ограничиваются тактиками в разных сферах жизни и тянут с окончательным («взрослым») выбором.

 Условия социализации изменились. Общение во многом ушло в интернет, опосредовано цифровыми технологиями и устройствами: гаджетами, мобильными приложениями, социальными сетями, мессенджерами и пр.

Но такие контакты, по словам Сабельниковой и Хмелевой, поверхностны.

По мнению ряда исследователей, при замене живого общения цифровым происходят снижение восприятия человеческих эмоций и «аутизация» (погружение в себя, отчасти с целью ухода от действительности). Это приводит к эмоциональной незрелости.

 Социокультурная среда изменилась, привычные роли девальвируются. «Цель “быть счастливым” меняется на цель “быть успешным”, — пишут Сабельникова и Хмелева.

— Многие ценности приобретают приставку “не”: не создавать семью, не рожать детей, поскольку старые патриархальные ценности будут препятствовать достижению цели современного молодого человека, желающего во что бы то ни стало стать успешным».

С учетом всех этих мощных изменений среды инфантилизация выглядит как логичное явление.

https://www.youtube.com/watch?v=SiC7S_6olu8

Кроме того, некоторые виды деятельности тоже влияют на процесс взросления. Так, долгая учеба (в магистратуре, аспирантуре, получение второго образования), по мнению Вирджинии Квинн, в чем-то тормозит наступление зрелости. Такие люди часто проживают с родителями, не стремятся трудоустроиться и получать зарплату.

Питер Пэн, Принц, Вечный мальчик

Проявления инфантилизма психологи исследовали в разном ключе. Автор теории взросления «Emerging adulthood» (2000 год) Джеффри Арнетт, выделил особый возрастной период от 18 до 25 лет.

Молодые люди этого возраста уже не подростки, но еще и не взрослые. Они независимы лишь отчасти, поскольку, как правило, живут с родителями. У таких молодых людей много возможностей и мало обязательств.

Прежде чем выбрать партнера или дело жизни, они могут несколько раз делать «примерки», пробовать разные варианты.

 В психоаналитическом ключе этот феномен изучил Карл Густав Юнг. Говоря об архетипе «вечного юноши» (puer aeternus), он подразумевал людей, избегающих взрослой ответственности и обязательств.

 Единомышленница и коллега Юнга Мария-Луиза фон Франц в книге «Вечный юноша. Puer Aeternus» развила эти идеи — рассмотрела особую форму невроза у таких людей: «жизнь на черновик».

У мужчины, страдающего этим неврозом, возникает чувство, что в реальной жизни он еще не существует. В поисках (партнера, работы, призвания) его не покидает ощущение, что это еще не то, что ему нужно. Состояние «жизни на черновик» может затягиваться, — у «вечного юноши» формируется внутренний отказ жить настоящим. В итоге у него могут появиться зависимости, приступы агрессии, фобии.

Сходное явление — кидалты, «взрослые дети» (от англ. kid — «ребенок» и adult — «взрослый»). Термин впервые появился в 1985 году в газете The New York Times в статье журналиста Петера Мартина в связи с бешеной популярностью игровых автоматов.

 Кидалты — люди, сохраняющие подростковые пристрастия (от любви к компьютерным играм, аниме и фэнтези до образа жизни без обязательств) до 30-35 лет и дольше. Психологи иллюстрируют этот типаж литературными героями Питером Пэном и Маленьким Принцем.

 

Легитимация инфантилизма

По мнению ряда ученых, взрослость перестала быть безусловной ценностью. Так, исследование установок современных пятиклассников выявило, что они не стремятся взрослеть. Зрелость ассоциируется у них не только с независимостью, но и с обилием обязанностей.

Похожая ситуация — и с молодыми людьми. «Противоречивая картина будущего… пугает молодого человека, как бы призывает его остаться «в детстве», где не было проблем, где жизнь была стабильна и надежна», — пишут Сабельникова и Хмелева. Получается, что в этом случае инфантильность — почти сознательный выбор.

Не случайно исследователи считают, что к инфантилизму стоит относиться безоценочно. Так или иначе, его можно считать проявлением гетерохронности (разновременности) личностного развития. О подобных процессах в свое время писал Лев Выготский.

«Путь личности к зрелости не является гомогенным по типу», — отмечают Сабельникова и Хмелева. Гетерохронность проявляется в том, что у инфантильных людей эмоционально-волевая сторона «отстает от общего темпа развития, а развитие интеллекта и познавательной сферы идет для данного периода более быстрыми темпами». 

«Легитимация» инфантилизма связана еще и с тем, что его можно расценивать как механизм защиты, способ преодоления жизненных трудностей. Американский психоаналитик Нэнси Мак-Вильямс подчеркивает, что термин «инфантильная личность» исчезает из официального перечня. И это логично: в современных терминах это просто альтернативная биография.

IQ

Авторы исследования:

Наталья Хмелева, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики Института государственного администрирования

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 21 мая, 2018 г. Психология детство индивидуальное развитие исследования личность молодежь

на IQ.HSE

Источник: https://iq.hse.ru/news/219383127.html

Ваша работа
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: