Диагностика конфликта

Диагностика конфликтов в организации

Диагностика конфликта

Рис.1.3. Стадии развития конфликта

Первый этап – зарождение. Характеризуется аморфностью, всеобщностью и включенностью во все многообразные отношения между субъектами. Противоречия на этом этапе существуют потенциально.

Они заключены в разных и даже противоречивых ценностях, нормах, потребностях, знаниях и т. д. На этом этапе есть точки отсчета, вокруг которых в дальнейшем может развиваться конфликт. Это – общий интерес, новые связи, отношения, общее пространство и т.п.

Поэтому любой человек является потенциальным противником в будущем конфликте.

Второй этап – созревание. Из многообразных связей и отношений субъект начинает выбирать те, на которых центрируется принятие или непринятие чего-либо. Это может быть работа, секс, форма поведения, деньги, власть, процесс познания и т.д.

Конкретно выделяется субъект как носитель той или иной притягательности или отталкивания и вокруг него начинает концентрироваться определенная информация. Идет поиск людей, симпатизирующих или не симпатизирующих конкретной группе или человеку.

Третий этап – инцидент. Часто перед этим этапом происходит некоторое «затишье», выжидание. Выделяются позиции «провокатора», «жертвы», «судьи», «борца за справедливость» и др.

Как бы осторожно ни вела себя оппозиция, повод для инцидента найдется.

Это может быть все что угодно, например, «не таким тоном сказано», «не так взглянул», «не предупредил» или, наоборот, покритиковал, или промолчал – все это лишь «зацепка».

Четвертый этап – столкновение (конфликт). Это открытое предъявление противоречий. Этот этап можно сравнить со взрывом. Прямое столкновение проявляется во всех планах: эмоционально-психологическом, физическом, политическом, экономическом и т.д. Требования, претензии, обвинения, эмоции, стрессы, скандалы захватывают субъектов в борьбе, противостоянии и конфронтации.

Этот этап характеризуется: ярко выраженными оппозициями; выделением предмета конфликта, осознанного субъектами; появлением третьей стороны (наблюдателей, групп поддержки и проч.); определением масштаба и границ конфликтной ситуации; предъявлением средств управления и манипулирования субъектами в конфликте; появлением фактов, подтверждающих необходимость столкновения.

Пятый этап – развитие конфликта. Говоря о развитии, мы имеем в виду изменение некоторых элементов и характеристик, которые присутствуют в конфликтной ситуации, а также факторов, оказывающих различное влияние на конфликт. В динамических подвижках происходит развитие конфликта.

Шестой этап – последствия. Они могут развиваться в двух направлениях. Первое – доминирование разрушительных процессов, второе – доминирование созидательных процессов.

По времени, конфликтная ситуация и конфликты могут быть скоротечными или вялотекущими, однако последовательность, при этом, сохраняется. Проведение диагностики на разных этапах конфликтной ситуации позволяет определить степень вмешательства в управление процессами, в зависимости от того какие характеристики в них доминируют.

При этом следует учитывать, что в длительных конфликтах часто доля делового содержания с течением времени уменьшается и начинает доминировать личностная сфера, что и представлено на рис. 1.4.

Рис.1.4. Соотношение деловой и личностной сфер конфликта

Зная закономерности развития этапов конфликтной ситуации и место конфликта в нем необходимо выработать рациональное отношение к конфликту, как к возможности выявления противоречий, существующих относительно объективно и субъективно.

Таким образом, межличностным конфликтам всегда предшествуют конфликтные ситуации, в которых проявляются разногласия, накапливаются взаимные противоречия и проявления отрицательных эмоций, а также конфликтогенных черт характера индивидов. Межличностные конфликты часто имеют тенденцию перерастания в межгрупповые конфликты.

1.3. Наиболее типичные причины межличностных конфликтов

Анализу причин возникновения межличностных конфликтов посвящены многие исследования современных авторов14. Большинство из них указывают на две группы причин конфликтов: объективные и субъективные.

Возможность конфликтов, справедливо подчеркивает Г.Фомин15, заложена в существе самой человеческой жизни. Причины конфликтов коренятся в аномалиях общественной жизни и несовершенстве самого человека.

Среди причин, порождающих конфликты, следует назвать прежде всего социально-экономические, политические и нравственные. Они являются питательной средой для возникновения различного рода конфликтов.

На возникновение конфликтов оказывают влияние психофизические и биологические особенности людей.

Конфликты занимают значительное место в жизни каждого человека, поскольку последствия некоторых конфликтов бывают слишком ощутимы на протяжении многих лет жизни.

Бывает так, что в одних случаях разрешение конфликтов проходит весьма корректно и профессионально грамотно, а в других, что бывает чаще, – непрофессионально, безграмотно с плохими исходами чаще для всех участников конфликта, где нет победителей, а есть только побежденные.

Часть конфликтов являются надуманными, искусственно раздутыми, созданными для прикрытия профессиональной некомпетентности некоторыми лицами и вредны в коммерческой деятельности.

Другие же конфликты, являясь неизбежным спутником жизни любого коллектива, могут быть весьма полезны и служат импульсом для развития коммерческой деятельности в лучшую сторону. 

Характерной особенностью любого конфликта является то, что ни одна из участвующих сторон не знает заранее точно и полностью всех решений, принимаемых другими сторонами, их будущее поведение, и, следовательно, каждый вынужден действовать в условиях неопределенности.

Одной из типичных причин социально-психологических межличностных конфликтов является несбалансированное ролевое взаимодействие. Теоретическая основа анализа межличностных конфликтов была разработана американским психологом Э. Берном, который предложил своеобразную сетевую модель описания взаимодействия партнеров (рис. 1.5)16.

Рис.1.5.Сетевые модели ролевого взаимодействия партнеров

Каждый человек в процессе взаимодействия с окружающими вынужден играть более десятка ролей, причем далеко не всегда успешно. В предлагаемой модели каждый партнер может имитировать роль С – старшего, Р – равного или М – младшего. Если ролевое взаимодействие сбалансировано, то общение может развиваться бесконфликтно, иначе при дисбалансе ролей возможен конфликт.

Н. В. Гришина17, изучая межличностные конфликты на ряде предприятий, выявила и систематизировала их причины.

Во-первых, конфликты вызываются факторами, препятствующими достижению людьми основной цели трудовой деятельности- получению определенных продуктов.

Такими факторами могут быть: а) непосредственная технологическая взаимосвязь работников, когда действия одного из них влияют (в данном случае негативно) на эффективность действий другого (например, при работе на конвейере); б) перенос, проблем решение которых должно было идти по вертикали, на горизонтальный уровень отношений (так нехватка оборудования, инструментов нередко приводит к конфликтам между рядовыми работниками, хотя решать эту проблему должны не они, а их руководители); в) невыполнение функциональных обязанностей в системе «руководства-подчинения» (например, руководитель не обеспечивает надлежащие условия для успешной деятельности подчиненных, или, наоборот, подчиненные не выполняют соответствующих требований руководителя.

Во-вторых, конфликты на производстве вызываются факторами, препятствующими достижению людьми вторичных целей трудовой деятельности- достаточно высокого заработка, благоприятных условий труда и отдыха.

К этой группе факторов относятся: а) опять-таки взаимосвязь людей, при которой достижение целей одним из них зависит и от других членов коллектива; б) нерешимость ряда организационных вопросов «по вертикали» (т.е.

руководством), следствием чего может явиться обострение отношений между людьми, располагающимися на организационной горизонтали; в) функциональные нарушения в системе «руководства-подчинения», препятствующие достижению личных целей как руководителем, так и подчиненным.

В-третьих, возникающие в процессе реализации трудовой деятельности конфликты нередко порождаются несоответствием поступков человека принятым в его коллективе нормам и жизненным ценностям.

Исчерпывающего списка причин, вызывающих конфликты, в том числе и в трудовой деятельности, не существует. И к причинам, только что названным, можно добавить еще немало других, порожденных организационной практикой.

Движущей силой в конфликте является любопытство или стремление человека или победить, или сохранить, или улучшить свое положение, безопасность, устойчивость в коллективе или надежда на достижение поставленной в явном или не явном виде цели.

Самая большая ошибка, по мнению Г. Гагаринской, которую может совершить руководитель в кризисной ситуации – это игнорирование конфликтов, возникающих в коллективе.

В данной ситуации возможны следующие ошибочные действия: чрезмерно критическая оценка событий, постоянное игнорирование интересов работников, предъявление огромного количества претензий)18. По мнению другого автора – С.

Климовой, «проблема нынешних трудовых конфликтов у большинства фирм состоит в том, что потенциальные противники или партнеры ошибаются по поводу мотивации других и не склонны строить договорные отношения с союзниками об условиях их участия в конфликте и об условиях разрешения конфликта с противником»19.

Конфликты, по словам автора, могут возникать по разным причинам и также по-разному влиять на состояние дел в фирме. Автор предостерегает руководителей организаций от игнорирования проблем, возникающих внутри фирмы, и говорит об опасности последних, так как они могут отличаться разрушительными результатами.

В конфликте важно проявлять интерес и заботу к работникам. Никогда не откладывать решение разногласий на потом, необходимо активно поддерживать сотрудничество внутри организации.

Анализируя конфликты, автор считает целесообразным «обращать внимание на стороны конфликта, на промежуточные и конечные цели участников конфликта и на то, при каких условиях следует ожидать, что данный конфликт может привести к обострению ситуации»20.

Вместе с тем признается, что простые схемы разрешения конфликта не всегда эффективны, а часто даже усугубляют его, переводя из категории бурноразвивающихся и краткосрочных в вяло текущий, систематически обостряющийся без видимых очертаний периода его полного разрешения.

Во многом такое положение обусловливается неправильным представлением руководителя о природе конкретного конфликта и использованием несоответствующего инструментария.

По мнению Е. Поповой21, в наше время конфликты в организациях не только возможны, но и желательны. Вся проблема, по словам автора, заключается в умении управлять ими.

Проблема конфликта в организации содержится в том, какую позицию в нем занимает руководитель, знает ли он сильные и слабые стороны данной организации. Самой большой ошибкой руководителя в управлении этой ситуацией становится игнорирование проблемы.

Автор говорит, что конфликты могут развиваться различным образом, следовательно, возможны различные методы их преодоления (например, структурные и межличностные).

Для решения конфликта важно знать все его скрытые и явные причины, провести анализ различных позиций и интересов сторон и сконцентрировать внимание именно на интересах, т.к. в них решение проблемы.

К сожалению, практика показывает, что нет универсальных способов преодоления конфликта.

2.1.Диагностика конфликтных ситуаций в организации

Как показывает практика, точная диагностика на этапах развития конфликта обеспечивает оптимальный выбор механизмов разрешения этого социального явления и минимизацию ошибок при принятии управленческих решений.

В настоящее время в социологической литературе представлены различные по содержанию и алгоритму подходы к общему исследованию, анализу и диагностики конфликтов:

 • аналитическая схема исследования конфликтов;

 • анализ развития конфликтов с точки зрения формальной структуры противоборствующих сторон;

 • диагностика ситуации, в которой конфликт является катализатором формирования организационной культуры

 • анализ ситуации с точки зрения нарушения функционирования и типов отношений в организации;

 • социальная диагностика ситуации, с точки зрения многоуровневой организации практического (включенного в деятельность) сознания конфликтующих сторон и другие.

Безусловно, основным этапом управления конфликтом является его диагностика.

Диагностика конфликтов требует всестороннего знания предмета, поскольку этот феномен присутствует практически везде, где люди объединены в организации и, кроме того, он многофункционален, неповторим, зависит от множества объективных факторов: типа социально-экономических отношений; вида (межличностный конфликт, межгрупповой и т.д.); причин; среды возникновения и других объективных факторов.

В этой связи, точность диагностики будет определяться субъективными детерминантами: выбором исследователем конкретной концепции, модели, технологии, методов, средств, сил.

Как показывает практика, условия и содержание конфликта невозможно изучить идеально (всесторонне и полностью), множество его аспектов всегда недоступны исследователю.

Поэтому основная задача управленца — правильно (удачно) определить основные аспекты этого феномена: предмет, причины, состав конфликтующих сторон, условия протекания и другое. Важно не исключить из поля зрения наиболее существенные показатели.

Источник: https://www.myunivercity.ru/%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8/%D0%94%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B2_%D0%B2_%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8/77846_1493427_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B02.html

Анализ, диагностика, прогнозирование конфликтов

Диагностика конфликта

Замечание 1

На первом этапе анализа конфликта осуществляется его развитие во времени, от завязки до начала наблюдения за ним. На данном этапе важно изучить такие аспекты:

  • предмет конфликта, его объект;

  • состав участников;

  • исторические корни;

  • непосредственный повод;

  • уровень напряженности между сторонами в начале конфликта.

  1. Анализ предмета конфликта. Предмет конфликта – это объективно существующая или воображаемая проблема, служащая причиной раздора.

    Это могут быть проблемы власти, обладания определенными ценностями, проблемы несовместимости или первенства. Выбор пути разрешения конфликта должен начинаться с выявления его предмета, но часто это нелегко сделать.

    В запутанных и сложных конфликтах предмет конфликта четких границ может не иметь, быть перетекающим.

  2. Анализ объект конфликта. Еще один обязательный элемент конфликта – его объект, который в каждом случае выделить не всегда удается сразу. Легче установить предмет конфликта или базовое противоречие.

    Объектами конфликта могут быть материальные (ресурсы), социальные (власть) или духовные (идеи, нормы, принципы) ценности, к пользованию или обладанию которой оба оппонента стремятся. Чтобы быть объектом конфликта, данная ценность должна находиться на пересечении интересов разных социальных субъектов, которые стремятся ее контролировать.

    Есть мнение, что конфликт явного объекта может и не иметь. Вместе с «объектными» выделяются «безобъектные» конфликты, которые не основываются на взаимных стремлениях к контролю над чем-либо.

  3. Участники конфликта, их анализ. Следует выделить среди участников конфликта непосредственных участников, их союзников и косвенно заинтересованных в поддержке конфликтующих сторон; установить степень вовлеченности в конфликт участников его.

  4. Исторические корни конфликта и их анализ. К историческим корням конфликта относят территориальный спор, религиозное противоборство, национальное противоречие, экономическое разногласие и пр.

  • Курсовая работа 410 руб.
  • Реферат 270 руб.
  • Контрольная работа 230 руб.

Непосредственным поводом конфликта является описание каких – либо, которые привели к конфликту. Среди них могут быть: принятие административных актов, ущемляющих права какой – либо группы; спланированная провокация; установление таможенных ограничений и т.п.

Степень напряженности в отношениях сторон в начальной точке. Ее можно представить как степень удовлетворения разных социальных групп правительственной политикой, степени организованности социальных групп, возможность оказывать давление на политику власти. Так, социальная напряженность является индикатором конфликта, психологического состояния социальных групп, групповых эмоций.

На втором этапе анализа проводится изучение хода конфликта, событий, несущих принципиально новые качества в развитие конфликта (митинг, забастовка, решение неформальных органов и т.д.).

Такие события его продвигают на новую ступень: или накапливают какое-либо качество для скачка, или задерживают искусственно его продвижение. Значительную трудность анализа хода конфликта имеет определение перехода его в кризиса.

Под кризисом понимается ситуация внезапного обострения, которая требует оперативных решений.

Третий этап анализа конфликта предполагает разбивка хода его течения на какие – либо временные интервалы. Каждый конфликт диктует установление временного горизонта интервала внутри данного горизонта. Все рассматриваемые события должны быть привязаны к сетке интервалов и уровням эскалации.

На четвертом этапе анализа осуществление прогнозирование конфликта. Под прогнозом понимается вероятностное, научно обоснованное суждение в части ненаблюдаемого состояния объекта в какой – либо момент времени.

Замечание 2

Прогнозирование предполагает разработку на базе прогностических методик, системного подхода, историко-логического анализа, дедуктивных выводов и пр.

В задачи прогноза, прежде всего, входят получение ответа на вопросы: что произойдет, если определенные события будут иметь место.На пятом этапе анализа производится разрешение конфликта.

Он предполагает процесс решения проблемы, а целью его является разрешение конфликта в самой его сути, поиск его действительных причин.

Это – процесс распознавания ценностей и потребностей, о которых договориться не удается, среди них: страх за свою безопасность, гнев из-за отсутствия определенного общественного признания и т.д.

Такие опасения, но не только материальные интересы (к примеру, более высокая зарплата), лежат обычно в основе трудноразрешимых конфликтов.

Прогнозирование поведения людей в конфликтных ситуациях

Прогнозирование последствий своих поступков – это неотъемлемая характеристика человека, который способен как контролировать собственные личностные проявления, так и управлять динамикой событий своей жизни.

Прогнозирование возможностей возникновения и развития социального конфликта человеку дает:

  • представление о личностных и социальных последствиях конфликта, в том числе о ресурсных затратах на участие в нем и разрешение его,

  • позволяет предупредить или обойти развитие нежелательных конфликтов,

  • регулировать процесс протекания конфликта, минимизируя потери и применяя конструктивный потенциал.

Замечание 3

Несомненно, точнее прогнозировать возникновение и развитие социальных противоречий, а значит и конфликтов, могут профессионалы: социологи и конфликтологи.

Лишь на базе всестороннего научного исследования симптомов появляющихся противоречий и диагностики можно возможный конфликт смоделировать и разработать программу действий по сведению его негативных последствий к минимуму.

Но все люди могут развить свои способности в части прогнозирования и управления итогов социальных взаимодействий, для чего необходимо обладать совокупностью взаимосвязанных знаний, отношений и навыков.

К важнейшим навыкам, которые определяют эффективность прогнозирования, относят следующие:

  • коммуникативные навыки (вербальное и невербальное общение, использование различных каналов передачи информации);

  • аналитические навыки (сбор и обработка информации о различных ситуации и людях, обуславливающих ее, моделирование ситуации и людского поведения);

  • навык психологической корреляции и самокорреляции (управление и контролъ эмоциональными, волевыми состояниями, оказание положительного влияния на окружающих и пр.);

  • навыки выявления, разрешения и предупреждения проблемных ситуаций (чрезвычайной, конфликтной).

Прогнозирование – это особый вид деятельности, зачастую протекающий на подсознательном уровне и определяется во многом неконтролируемыми (или частично контролируемыми) формами поведения, такими, как условные привычки и рефлексы.

Процесс прогнозирования конфликта

Процесс прогнозирования включает следующую последовательность действий:

  1. Выявление симптомов — каких – либо фактов и событий, которые в совокупности своей не дают основание делать выводы, но настораживают и побуждают к активности в части поиска дополнительной информации.

  2. Поиск и анализ информации — сбор и обработка разных фактов, дающих базу для формулирования определенных выводов (диагностика) и принятия решение относительно предмета беспокойства.

  3. Моделирование

    • возможных вариантов развития событий;

    • альтернатив своих действий;

    • последствий развития ситуации и своих действий.

Цель прогнозирования — принятие такого решения, которое позволит субъекту наиболее эффективно решить поставленные перед ним задачи в конкретных условиях.

Используя индуктивный метод, т.е. выявляя и изучая многообразные конфликты в быту, сфере досуга, спорта, можно анализировать, объяснять и прогнозировать возникновение более сложных конфликтов (от простого конфликта — к более сложному, от конкретного конфликта — к обобщению).

Дедуктивный метод, наоборот, позволяет на основе знания общих закономерностей, информированности о социальных программах прогнозировать конфликты в определенных социальных сферах или регионах. В этом и заключается роль конфликтологии.

Источник: https://spravochnick.ru/menedzhment/kommunikacii_resheniya_i_konflikty/analiz_diagnostika_prognozirovanie_konfliktov/

Ваша работа
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: