ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПСИХОЛОГИИ: ПУТЬ ПРОЙДЕННЫЙ И ПРЕДСТОЯЩИЙ

Деятельностный подход в психологии

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПСИХОЛОГИИ: ПУТЬ ПРОЙДЕННЫЙ И ПРЕДСТОЯЩИЙ

Деятельностный подход в психологии или теория деятельности – относительно недавно созданная психологическая школа (1920-1930 гг.). Она являет собой совершенно новый подход к исследованию человеческой психики. Основан он на категории, называемой «Предметная деятельность».

Сущность деятельностного подхода в психологии

Теоретики деятельностного подхода рассматривают деятельность как один из видов активного существования человека, который, в первую очередь, направлен на творческое преобразование, познание окружающей действительности. Так, принято считать, что деятельности присущи следующие характеристики:

  1. От рождения у человека нет деятельности, она развивается на протяжении всего периода его воспитания, а также обучения.
  2. Осуществляя какую-либо деятельность личности удается выйти за рамки, ограничивающие ее сознание, создать как духовные, так и материальные ценности, что,соответственно, способствует историческому развитию, прогрессу.
  3. Деятельность удовлетворяет как естественные потребности, так и культурные, жажду знаний пр.
  4. Она обладает продуктивным характером. Так, прибегая к ней, человек создает все новые и новые способы, помогающие удовлетворить его потребности.

В теории деятельности принято считать, что сознание неразрывно связано с человеческой деятельностью. Именно последнее определяет первое, но не наоборот. Так, психолог М.

Басов предложил именно поведение, сознание включить в ее структуру. По его мнению, деятельность являет собой совокупность механизмов, отдельных актов, что неразрывно связаны посредством задачи.

Главной проблемой данного подхода Басов видел как формирование, так и развитие деятельности.

С. Рубинштейн, один из основателей советской школы деятельностного подхода, опираясь на философскую теорию Маркса и труды Выготского, сформулировал главный базовый принцип этой теории.

Он гласит, что только в деятельности зарождается и формируется как сознание человека, так и его психика и именно в деятельности они проявляются. Иными словами, нет смысла анализировать, рассматривать психику изолированно.

Рубинштейн считал ошибочным в учениях бихевиористов (которые также изучали деятельность) то, что к ней они выдвигали биологизированный подход.

Деятельностный подход в психологии личности

Сторонники данного подхода утверждают, что личность каждого человека отображается в предметной деятельности, то есть в его отношении к миру.

На протяжении всей своей жизнедеятельности человек принимает участие в различных видах деятельности. Это объясняется общественными отношениями, с которыми он связан посредством жизненных обстоятельств.

Некоторые из них становятся решающими в его жизни. Именно это являет собой личностное ядро каждого.

Так, по мнению А. Леонтьева, в психологии, в личностно-деятельностном подходе, к структуре личности относятся:

  • связи человека с миром, которые создаются соотношением его внутренних мотивов и деятельности;
  • различные связи, что реализуются посредством совокупности деятельности.

Системно-деятельностный подход в психологии

Он являет собой основу стандартов, совокупность общенаучных форм исследования, принципов. Его сущность заключается в том, что анализ системных качеств человека следует проводить, опираясь на те условия, рамки системы, в которых он находится на момент исследования. Этот подход рассматривает личность каждого как составляющий элемент трех разных систем:

  • системы биологического вида;
  • системе общества;
  • в системно-историческом плане.

Даже не зная законы мышления, о которых мы расскажем в этой статье, люди интуитивно или же благодаря заданным обществом нормам соблюдают эти законы, что делает сам процесс конструктивным. Обратное же является расстройством мышления.

Дедуктивный метод мышления

Развитие дедуктивного метода мышление возможно при помощи множества самых разнообразных методов и способов. Мы расскажем об этих способах в нашей статье и предложим несколько интересных задач для решения.

Субъективное и объективное мнение

Бич многих людей в том, что по разным причинам они нередко считают свое субъективное мнение объективным. Мы объясним разницу между объективным и субъективным и расскажем о значении этих понятий.

Сангвиник – характеристика

Жизнерадостные сангвиники обладают массой положительных качеств на фоне позитива и чувства юмора. В этой стать е мы рассмотрим этот тип темперамента со всех сторон.

Источник: https://womanadvice.ru/deyatelnostnyy-podhod-v-psihologii

Ваша работа
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: