5 мифов о работе в корпорации с государственным участием

Содержание
  1. Государственное корпоративное управление
  2. Особенности и проблемы построения корпоративных отношений в рамках госкорпораций
  3. Роль независимых директоров к государственном корпоративном управлении
  4. Компании с государственным участием, сколько их
  5. Как устроена система
  6. Компании, акции которых торгуются на Московской бирже
  7. Отдельный индекс
  8. 5 мифов о корпоративных скандалах
  9. 1. Кредит доверия потребителя почти бесконечен
  10. 2. Доверие субъективно
  11. 3. Доверием управляют только извне
  12. 4. Нельзя признавать вину компании за действия отдельных сотрудников
  13. 5. Руководство само разберется, как выходить из кризиса
  14. 5 советов как восстановить доверие
  15. Государственная корпорация
  16. Кто российскому бизнесу помог выжить в кризис
  17. Мнения и оценки экспертов
  18. Госкорпорация как локомотив для экономики страны
  19. Роль государственной финансовой корпорации в XXI веке
  20. Инвестирование в компании с государственным участием в России: плюсы и минусы
  21. Управление
  22. Нецелевые и (или) неэффективные расходы
  23. Дивидендные выплаты
  24. Конкуренция
  25. Санкции
  26. Подводя итоги

Государственное корпоративное управление

5 мифов о работе в корпорации с государственным участием

Согласно действующему в России законодательству под корпорациями следует понимать юридических лиц, участники которых обладают правом членства в них и осуществляют формирование их высшего органа.

В современном мире вопросам развития корпоративного управления уделяется все больше и больше внимания. При этом касается это как частных структур, так и государственных корпораций.

Корпорациям, акционером которых выступает государство, отводится особая роль в экономике страны, сопряженная с высоким уровнем предъявляемых к ним требований.

Замечание 1

С одной стороны, государственные пакеты акций выступают в роли материальной основы обеспечения деятельности аппарата государственной власти, а с другой – госкорпорации играют роль некоего инструмента проведения определенной экономической политики со стороны правительства страны.

Свою специфику имеют и цели, преследуемые в процессе управления пакетами акций, принадлежащих государству (рисунок 1).

  • Курсовая работа 480 руб.
  • Реферат 260 руб.
  • Контрольная работа 190 руб.

Рисунок 1. Базовые цели управления пакетами акций государственных корпораций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Само положение государства в общей системе корпоративного управления имеет двойственную природу. С одной стороны, оно выступает в роли сборщика налогов и играет определенные контрольные функции – выступает арбитром регулирования рыночных отношений. И гарантом социальной стабильности. В то же время государство является заказчиком и потребителем, то есть выступает в качестве внешней силы.

В общей сложности можно выделить два основных типа корпораций с государственным участием:

  • 100% акций компании принадлежит государству;
  • государству принадлежит менее 100% акций компании.

В России корпорациями со 100% участием государства являются «Объединенная ракетно-космическая корпорация» и «Россельхозбанк».

Характерной особенностью государственных корпораций выступает более низкий риск вероятности банкротства и низкая вероятность попыток реализации недружественных поглощений со стороны других участников рынка. С одной стороны, это обеспечивает им определенную стабильность, а с другой – снижает мотивацию к повышению эффективности деятельности корпоративных структур.

Особенности и проблемы построения корпоративных отношений в рамках госкорпораций

Результатом государственного участия в капитале корпоративных образований становится расширение круга участников корпоративных отношений. Помимо менеджеров и акционеров к ним добавляются ведомства и официальные представители государства. Первые формируют позицию государства как акционера, а вторые – защищают его интересы в органах управления корпорации.

В корпорациях с госучастием происходит смешение функций советов директоров в сторону транслирования решений, принятых на более высоком уровне. Фактически в таких корпорациях большая часть членов совета директоров состоит из представителей государства в лице уполномоченных лиц. Соответственно по проблемным вопросам они голосуют согласно правительственным директивам.

Замечание 2

Как показывает практика, такие члены совета директоров не принимают активного участия в выработке решений, а их вознаграждение за работу в совете директоров зачастую минимально. Это, наряду с их должностной иерархией, снижает их заинтересованность в повышении эффективности функционирования корпоративных структур.

Основные проблемы, наблюдаемые в сфере государственного корпоративного управления, представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Недостатки корпоративного управления в государственных корпорациях. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Низкая активность деятельности советов директоров, наблюдаемая в российских госкорпорациях неизбежно приводит к тому, что управленческие решения, принимаемые на высшем уровне, зачастую определяются вовсе не экономическим интересами компании и ее акционеров, а волей государства. В результате само корпоративное управление в вступает в противоречие с основной стратегической целью бизнеса – повышением его эффективности.

В таких условиях особая роль в повышении эффективности государственного корпоративного управления отводится развитию института независимых директоров.

Роль независимых директоров к государственном корпоративном управлении

В настоящее время, согласно принятой законодательной практике, корпорации (как государственные, так и частные) вправе избирать в совет директоров представителей двух типов:

  • зависимых директоров и представителей государства;
  • независимых аутсайдеров.

Международный, а в последние годы и российский опыт свидетельствует о том, что независимые директора играю огромную роль в совершенствовании института корпоративного управления.

Согласно действующему законодательству независимость директора совета директоров определяется его соответствием ряду критериев, а именно отсутствием связей с Обществом (включая отсутствие долевой собственности на акционерный капитал), его существенными акционерами, контрагентами, конкурентами и государством.

Привлечение независимых директоров к управлению регламентируется нормами деловой практик и находит свое отражение в соответствующих принципах корпоративного управления.

Так, например, российский Кодекс корпоративного управления, принятый Банком России в 2014 году, указывает на необходимость включения в состав советов директоров не менее 1/3 независимых аутсайдеров.

В то же время правила листинга Московской биржи формируют более низкий критерий – не менее 1/5 независимых членов в составе совета директоров.

Независимым директорам в государственном корпоративном управлении отводится особая роль. Их функции сводятся к необходимости контроля на деятельностью менеджмента госкорпораций, представлению в совете директоров интересов акционеров (включая государство), стратегическому консультированию и оказанию помощи и содействия в разрешении конфликтных ситуаций в интересах компании.

Представляется, что залогам развития государственного корпоративного управления в России выступает дальнейшее развитие института независимых директоров.

Источник: https://spravochnick.ru/menedzhment/sistema_korporativnogo_upravleniya/gosudarstvennoe_korporativnoe_upravlenie/

Компании с государственным участием, сколько их

5 мифов о работе в корпорации с государственным участием

Государство является крупнейшим акционером российского рынка. Доля компаний с госучастием, раскрывающих свою структуру владельцев, в индексе МосБиржи достигает как минимум 45% и во многих наиболее крупных и ликвидных активах существенной частью акций владеет Российская Федерация.

Под компанией с государственным участием в этой статье подразумевается организация, в которой пакет акций принадлежит государству напрямую или косвенно через зависимые предприятия, институты или субъекты РФ, что предоставляет права на получение части прибыли от деятельности акционерным обществом в виде дивидендов, а также на участие в управлении АО. Для понимания степени влияния субъектов государственной власти на каждую отдельную организацию будем рассчитывать эффективную долю государства.

Эффективная доля государства — это часть голосующих акций эмитента, которая находится в прямом или косвенном владении государственных структур.

Как устроена система

Система управления публичными государственными активами довольно децентрализована.

Номинальными владельцами имущества РФ являются Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), подведомственное Правительству РФ, ГК Ростех и ГК Внешэкономбанк, являющиеся некоммерческими организациями, а также Центральный Банк РФ. Также в список компаний включены доли субъектов РФ и муниципальных органов, хотя в чистом виде госкомпаниями их называть, конечно, нельзя.

Самая большая доля федеральной собственности приходится на Росимущество. Под контролем этого органа исполнительной власти находятся более 30 публичных компаний с учетом зависимых обществ.

Компании, акции которых торгуются на Московской бирже

АЛРОСА — Совокупная доля государственного влияния составляет 66%. Из них 33% акций ПАО принадлежит Росимуществу. 25% приходится на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) и 8% на администрации районов этой же Республики.

АЛРОСА-Нюрба — на 87,47% принадлежит материнской компании АЛРОСА. 10% находится во владении регионального уровня, эффективная доля государства составляет 67,76%.

Аэрофлот — контрольным пакетом владеет Росимущество (54,7%), также в акционерах присутствует Ростех (3,5%).

Башнефть-ао — самый крупный пакет находится у Роснефти 57,7% от уставного капитала или 69,3% от голосующих акций, которая относится к Росимуществу. Блокирующий пакет принадлежит республике Башкортостан (25,8%). Эффективная доля государства 60,5%.

ВТБ — на сайте банка заявлено, что Росимущество владеет 60,93% акционерного капитала, сформированного обыкновенными акциями, но кроме этого 3,1% приходится на ФК Открытие и 6% на Бинбанк, которые на текущий момент подконтрольны Центральному Банку.

Газпром — контрольный пакет «национального достояния» находится в руках Росимущества через пакеты принадлежащие Росимуществу (38,4%), и контролируемым им организациям: Роснефтегазу (11%) и Росгазификации (1%). Общий пакет составляет чуть более 50%.

Газпром нефть — на 96% принадлежит Газпрому, а следовательно на 47,8% государству.

Интер РАО — 27,6% компании сосредоточено у Роснефтегаза, т.е. Росимущества. 9,2% находится на балансе ФСК ЕЭС. Учитывая квазиказначейский пакет эффективная доля государства составляет 44,3%.

Иркут — авиастроительная корпорация имеет одну из самых высоких эффективных долей государства — 95,7%. 87% Акций компании находятся на балансе Объединенной авиастроительной компании (ОАК), еще 8,7% принадлежит ПАО «Компания Сухой», большая часть которой также контролируется ОАК.

Камаз — 49,9% контролирует госкорпорация Ростех. С учетом квазипакета эффективная госдоля составляет 51,8%.

Корпорация ВСМПО-АВИСМА — 25% акций принадлежит 100%-ой дочерней организации Ростеха ООО «РТ-РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА».

Московская биржа — Московская биржа была учреждена крупнейшими банками в 1992 г. С тех пор около 25% акций биржи принадлежат ЦБ, Внешэкономбанку и Сбербанку с долями 11,8%, 10% и 8,4% соответственно.

Мосэнерго — часть Газпром энергохолдинга, принадлежащая ему на 53,5%. 26,5% находятся на муниципальном уровне в собственности г. Москва. Эффективная доля государства — 53,2%.

НМТП — После недавнего приобретения Транснефти, совокупная эффективная доля государства в НМТП составила 80,6%, 20% из которых обеспечиваются акциями порта на балансе Росимущества.

Объединенная авиастроительная компания — 96,8% этой компании контролируется государством. Росимущество сконцентрировало у себя 92,3% ценных бумаг компании, еще 4,5% принадлежат Внешэкономбанку.

Объединенная вагонная компания — 24,3% принадлежат ФК Открытие, которое полностью перешло под крыло ЦБ РФ.

ОГК-2 — эффективная доля государственных структур находится на уровне 38,5%. Такое влияние обеспечивается за счет 77% бумаг компании во владении дочерних обществ Газпрома.

Роснефть — крупнейшая российская нефтяная компания на чуть более чем 50% принадлежит акционерному обществу «Роснефтегаз», которое, в свою очередь, находится в 100% владении Росимущества.

Россети-ао — крупнейший энергетический холдинг России, находится в руках государственных органов на 88,9%. Имеет множество дочерних организаций, которые за счет высокого государственного участия в материнской компании также имеют высокую зависимость от госструктур.

Ростелеком-ао — один из крупнейших телеком операторов РФ, держателями акций которого выступают Росимущество и Внешэкономбанк. Наличие квазипакета на балансе ООО «Мобител» обеспечивает эффективную государственную долю в 54,9%

Русгидро — гидрогенерирующий холдинг, эффективная госдоля в котором составляет 75,4%. 60,6% контролирует Росимущество, 13,3% удерживает ВТБ. Также в структуре акционеров находится дочерняя организация ВСМПО-АВИСМА, контролирующая пакет в 6%.

Сбербанк-ао — банк заявляет о том, что 50% + 1 акция принадлежит ЦБ РФ, но это с учетом привилегированных акций, которые не имеют права голоса. При этом доля ЦБ от голосующих бумаг составляет 52,3%, т.е. влияние мегарегулятора чуть сильнее. Остальные доли самого крупного российского банка находится в свободном обращении.

Татнефть-ао — эту компанию нельзя в полной мере назвать акционерным обществом с госучастием. 34% от уставного капитала общества принадлежит уровню субъекта РФ, республике Татарстан, структуру владельцев голосующих акций эмитент не раскрывает.

ТГК-1 — еще один актив Газпром энергохолдинга. Доля акций генерирующей компании принадлежащей Газпрому составляет 51,8%, соответственно эффективная госдоля — 25,9%.

Транснефть — государственная компания в чистом виде, 100% голосующих акций этой естественной монополии принадлежит РФ через Росимущество. На Московской бирже можно приобрести только привилегированные бумаги эмитента.

https://www.youtube.com/watch?v=DCL4TpEo12E

Общая картина публичной государственной собственности выглядит примерно так:

Отдельный индекс

Московская биржа выделила отдельный индекс для компании с государственным участием — MOEX SCI. В основе индекса на 2018 г. лежат 16 акций: АЛРОСА, Ростелеком, Газпром, Россети, ВТБ, РусГидро, Роснефть, ФСК ЕЭС, Татнефть, Транснефть, Интер РАО, Башнефть, Аэрофлот, Сбербанк и НМТП.

Примечательно то, что С 2012 по 2017 гг. индекс МосБиржи вырос на 43%, в то время как индекс компаний с государственным участием показал рост в 72%. При этом относительно отраслевых индексов MOEX SCI также выглядит неплохо.

На графике видна довольно сильная корреляция индексов MOEX SCI и MICEX O&G. С учетом того, что более 50% индекса SCI приходится на добывающие компании, нельзя однозначно сказать, что опережающая динамика госкомпаний обусловлена их эффективностью, а не общим ростом в нефтегазовом секторе.

Начать инвестировать

БКС Брокер

Источник: https://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/kompanii-s-gosudarstvennym-uchastiem-skol-ko-ikh

5 мифов о корпоративных скандалах

5 мифов о работе в корпорации с государственным участием

Некоторые компании убеждены: доверие потребителя настолько хрупко, что единожды утратив его, вернуть расположение клиента в будущем уже не получится. Вовсе нет. Доверие аудитории тоже можно восстановить.

Возьмем для примера японскую рекрутинговую корпорацию Recruit Holdings. Создана в 1960 году крупными японскими компаниями, которые искали новых сотрудников, проводя экзамены для кандидатов в крупнейших университетах. Но небольшие фирмы не могли позволить себе таких трат на рекрутинг, поэтому многим студентам в условиях жесточайшей конкуренции не удавалось трудоустроиться.

Чтобы решить эту проблему, основатель Recruit, Хиромаса Эзоэ, создал журнал, в котором все работодатели могли размещать объявления о вакансиях, которые могут найти студенты из любых учебных заведений. Вскоре к журналу добавились бизнес-направления: издание по продаже б/у автомобилей и журнал по подбору женского персонала.

Однако в 1980-х годах компания оказалась под угрозой гибели. Эзоэ был пойман за руку на том, что предлагал приобрести акции дочерней компании предприятиям, правительству и ведущим СМИ еще до того, как ценные бумаги официально вышли на рынок. Всего по обвинению было задержано 159 человек, включая японского премьер-министра.

Кабинет министров и вовсе был вынужден уйти в отставку. Еще через несколько лет одна из дочерних структур компании развалилась, что принесло Recruit годовой убыток в 3 млрд японских йен.

А вскоре бренд Recruit получил еще один серьезный удар, когда основной источник его дохода – печатная реклама, была потеснена с рынка стремительным ростом интернета.

Такая последовательность событий легко разрушила бы до основания любую другую компанию, однако в 2018 году штат Recruit составлял 40 000 сотрудников, а объем продаж – $20 млрд в более чем 60 странах.

Сегодня это интернет-гигант с 264 журналами, также под контролем японской корпорации находится около 200 сайтов, разработано 350 мобильных приложений! Платформы Recruit ушли далеко за рекрутинговые задачи.

С помощью сервиса люди не только находят работу, но и ищут «вторую половинку», приобретают недвижимость и даже резервируют столик в ресторане.

Несмотря на неудачи прошлого, бренд Recruit смог восстановить общественное доверие, не только выжив, но и расширившись до состояния гиганта рынка. Для многих управленцев то, что удалось японскому бренду, кажется невозможным. Возможно, проблема в том, что их умы скованы властью популярных мифов, которые не позволяют понять, как строить и восстанавливать доверие аудитории.

Итак, какие же мифы опровергла японская компания, и как ей это удалось?

1. Кредит доверия потребителя почти бесконечен

Доверие состоит из трех основных компонентов: доверенная сторона, доверяющая сторона и круг обязанностей, которое доверенная сторона должна выполнять. Необходимый уровень доверия потребителя удерживается лишь в том случае, если компания четко выполняет свои обязательства всегда и в любых условиях, несмотря на любые кризисы.

Recruit всегда пользовалась уважением за высокий уровень компетенции, в частности, за то, как обучала своих продавцов активно помогать клиентам в реализации задумок их бизнес-проектов.

Несмотря на скандал, в Recruit сосредоточились на поддержании стандартов высокого обслуживания, демонстрируя завидный профессионализм. Конечно же, это было оценено потребителями.

Так как громкий инцидент на рынке облигаций не понизил уровня компетентности корпорации в части оказания услуг, многие были готовы закрывать глаза на правонарушения с акциями.

Просто представьте судьбу бренда, если бы в Recruit в тот момент проигнорировали необходимость оставаться профессионалами в любых условиях. Клиенты, сверкая пятками, убежали бы от непрофессиональной компании, еще и замешанной в скандале, прогремевшем на всю Японию.

2. Доверие субъективно

Если бы доверие было неким универсальным стандартом и распространялось совершенно одинаково на все отделы компании, скандал с Recruit неизбежно привел бы к гибели бренда. Но как показывает практика, доверие основано на субъективном суждении людей и групп, а не на каком-то универсальном кодексе хорошего поведения.

Во время разбирательства с акциями, как вспоминали позже сотрудники Recruit, их дети даже стыдились называть место, где трудятся их родители. Япония – страна особенного менталитета в вопросах чести и совести, поэтому стать жертвой публичного позора там несложно, а вот отмыться от грязи – намного тяжелее.

Однако, большинство потребителей все-таки отделяло «зерна от плевел», понимая, что мошеннические действия основателя на рынке акций – это одно, а работа рядовых сотрудников компании – совсем другое. Со временем субъективное доверие клиентов к работникам Recruit привело к восстановлению доверия к самой корпорации, что сделало бренд вновь привлекательным для инвесторов и общества.

3. Доверием управляют только извне

Слишком часто управленцы убеждены, что забота о репутации компании – исключительно работа отделов PR и маркетинга с внешними каналами коммуникации.

На деле же надежная репутация – результат действий бренда, направленных на соблюдение справедливых условий для всех сторон, включая и сотрудников.

Согласно исследованию под названием «Нейробиология доверия», опубликованному в Harvard Business Review в 2017 году, сотрудники убеждены: в компаниях с высоким уровнем доверия более высокая производительность и вовлеченность. Кроме того, меньше уровень стресса и эмоционального выгорания.

Recruit изначально создала корпоративную культуру и систему, чтобы мотивировать и вовлечь сотрудников в процесс. Работники хотели сохранить компанию, потому что искренне считали, что лучшего места для работы они не найдут. Девизом бренда, по сути, стало выражение «Создавайте новые возможности, и пусть возможности меняют вас».

В Recruit делают сотрудникам поистине уникальное предложение: как только они достигают возраста 35 лет, у них есть возможность получения бонуса при увольнении в размере $75 000 при условии, что они работали в корпорации не меньше шести с половиной лет.

Сумма увеличивается по мере того, как сотрудники становятся старше.

Это предложение также включает в себя карьерный коучинг, который помогает людям принять решение, хотят ли они продолжать трудиться на прежней должности, или же готовы попробовать себя в других направлениях.

Как вы думаете, сколько времени после громкого скандала протянула бы корпорация Recruit, если бы сотрудники в тот момент не были заинтересованы в сохранении своих рабочих мест?

4. Нельзя признавать вину компании за действия отдельных сотрудников

Некоторые PR-менеджеры считают, что в случае крупного скандала, так или иначе связанного с брендом, лучше всего затаиться, не привлекать к себе лишнее внимание и всячески избегать принесения публичных извинений. Или демонстративно игнорировать проблему, пытаясь увести вектор внимания разгневанной аудитории в другую сторону. Обе стратегии обречены на провал, особенно в случае, когда на карту поставлена судьба компании.

Recruit всегда обозначала своей основной целью принесение пользы обществу. Тем не менее, это не защитило компанию от попадания в скандал, рисковавший оборвать существование бренда.

И хотя главным виновником был основатель Хиромаса Эзоэ, компания верно расценила: чтобы вернуть доверие масс, ей придется взять на себя полную ответственность за прецедент.

Поэтому топ-менеджеры проигнорировали диктат PR-отдела, настоятельно рекомендовавшего открыто не обсуждать инцидент, в особенности, в среде сотрудников.

Теперь на официальном сайте Recruit есть целый раздел, посвященный знаменитому скандалу с акциями.

В разделе компания также пишет, что она вынесла из этого опыта, и описывает действия, которые предприняла, чтобы не допустить повторения чего-то подобного в будущем.

Пожалуй, такая открытость лучшим образом демонстрирует особенность японского менталитета, известного своим стремлением к честолюбию еще со времен самураев.

5. Руководство само разберется, как выходить из кризиса

Этот миф процветает в тяжеловесных, бюрократических структурах, где существует четкий раздел между всезнающим начальством и лишенными права голоса подчиненными.

Но далеко не всегда у руководителей есть ответы на все вопросы.

Подчас и начальство встает в тупик перед нетривиальными задачами, прибегает к помощи отделов маркетинга и PR, сторонних консультантов, но упускает какие-то важные детали.

А вот персонал сталкивается с подобными вопросами каждый день. Даже учет мнений «низшего сословия» сотрудников способен оказать влияние на выход компании из кризисной ситуации.

Поэтому, чтобы восстановить уровень репутации и дохода как можно быстрее, в Recruit активно прислушивались к сотрудникам.

Как пишет компания на своем сайте: «В скандале с акциями мы увидели возможность преобразить компанию в обновленный Recruit, поощряя каждого сотрудника думать в глобальном ключе, предлагать изменения, генерировать новые идеи в рамках выхода из кризиса.

Мы хотели, чтобы наши работники действовали активно, а не находились в пассивном ожидании, надеясь, что руководство разберется как-нибудь само».

Такой подход помог бренду не только успешно выйти из кризиса, но и стимулировал развитие. Recruit превратился в настоящую международную корпорацию: 46% доходов поступают из-за пределов Японии, по сравнению всего с 3,6% в 2011 году.

5 советов как восстановить доверие

На примере кейса Recruit Holdings можно выделить несколько советов, которые помогут вашей компании выйти из кризиса и восстановить доверие аудитории.

  1. Всегда оставайтесь профессионалом. В любых условиях. Это оценят.
  2. Помните о том, что доверие строится не только в процессе коммуникации с клиентами и СМИ – оно формируется внутри компании.
  3. Думайте о благополучии своих сотрудников. Довольная своим положением рабочая сила – «подушка безопасности» компании в кризисные времена.
  4. Для восстановления доверия клиентов придется признать вину компании публично. Даже если виноват отдельный сотрудник.
  5. Прислушивайтесь к мнению всех сотрудников – даже клерк может помочь в решении сложной проблемы.

Источник: https://www.e-xecutive.ru/management/marketing/1991909-5-mifov-o-korporativnyh-skandalah

Государственная корпорация

5 мифов о работе в корпорации с государственным участием

Экономист 21 мая 2015 18:21

Государственная корпорация аббревиатура ГК это своего рода некоммерческая организация, которая создана властями российской федерации для осуществления управленческих и социальных функций для общества.

По сути, государственная корпорация создано на основании федерального закона означает, является собственностью государственный возможно именно по этой причине статус, у корпорации наименее контролируемый со стороны государственных органов.

Самые популярные гос. корпорации в российской федерации: внешэконом банк, агентство по страхованию вкладов, гос. корпорация по строительству объектов для проведения олимпийских игр ее развития города Сочи как горнолыжного курорта, рос атом и т. д. Организационно-правовая форма гос.

корпорации конкретно в российском законодательстве относится к промышленной государственной политики в гражданском кодексе никак нигде не встречается. Поэтому юристы не любит дела связанные с государственными корпорациями и считают это понятие размытые системой для правового регулирование.

Рассмотрим особенности правового статуса в более подробной форме. Итак, мы уже знаем, что корпорация создается на основе федерального закона это что является собственностью государства, чем собственное отличается от предпринимательской деятельности и коммерции никакой роли не играет.

Поэтому если говорить об ответственности госкорпорации перед законом то заставить отвечать по обязательствам госкорпорацию может только счетная палата федерации, кстати, контроль за деятельностью корпорации также ведет счетная палата.

Но опять же не забываем, что ответственность каких-либо обязательств ГК за российскую федерацию не несет, также как и госорганы ответственности, предназначенные изначально для выполнения государственной корпорации.

Корпорация также отличается от того же акционерного общества тем что отчётные документы ни о какой финансово-хозяйственной деятельности в государственные органы ГК не сдает.

Но это совершенно не значит, что корпорация не ведет никаких финансово-хозяйственных дел, не занимается деятельностью и так далее разница в том, что она не отчитывается государству, потому что оно создано им. Поэтому далее будет правильным рассмотреть одно из направлений госкорпорации, которая была создана государством для поддержки предпринимателей.

Критические показатели налоговой нагрузки вынуждают бизнесменов объединяться. Коммерсанты при поддержке профессиональных инвесторов добиваются смягчения условий обложения, введения льгот и дифференцированной системы взимания сборов. Одной из последних инициатив, одобренных Правительством РФ, стало создание государственной корпорации по защите интересов предпринимателей.

Кто российскому бизнесу помог выжить в кризис

Представители власти приняли решение о формировании нового федерального органа. Ключевой его задачей станет развитие в стране среднего, а также малого предпринимательства.

Структуру планируют выстроить на базе существующих образований и фондов, сделав ее централизованной и упорядоченной. К реализации идеи уже приступили.

Образование появится в России к концу 2015 года в форме акционерного общества.

На первом этапе в роли собственника объединения выступит государство. Доля в уставном капитале составит 100%. Однако в дальнейшем допускается сокращение участия до 50%. Целью деятельности корпорации будет разработка и реализация на практике программ поддержки.

Круг полномочий акционерного общества планируют определить в ближайшем будущем. По предварительным данным, представители органа смогут предоставлять гранты, оказывать финансовую, информационную, технологическую помощь.

В числе приоритетных направлений специалисты называют создание специальных инкубаторов для начинающих предпринимателей.

Мнения и оценки экспертов

Руководство общественно-политического объединения «Опора России» неоднократно заявляло о необходимости формирования в стране единого куратора. Бизнес нуждается в сильном представителе во властных структурах.

Создание государственной корпорации позволит гарантировать хотя бы минимальный уровень защиты интересов. Конечно, вмешательством властных структур в коммерческие отношения довольно рискованное мероприятие.

Однако во время экономического спада оно необходимо.

Высказались по этому вопросу и сотрудники Счетной палаты РФ. По их мнению, меры, принятые в мае 2014 года, оказались неэффективными.

Агентство кредитных гарантий не смогло предложить бизнесу адекватных программ финансирования. Ставки по займам были установлены на крайне высоком уровне (около 28% в год).

План же по выдаче гарантий выполнили всего на 21%. Предпринимателей попросту не привлекли условия.

Таким образом, создание государственной корпорации – это очередная попытка повлиять на ситуацию. Объединение усилий откроет новые возможности по стимулированию коммерческого сектора.

Госкорпорация как локомотив для экономики страны

Для обеспечения высокой эффективности и конкурентоспособности в мировых масштабах отечественная экономика и ее системообразующие субъекты нуждаются в организации своих производственных отношений в эффективную их форму – корпоративную.

То есть, производство в отечественной экономической системе должно получить свою главную движущую силу – ряд крупных и средних отечественных корпораций.

При этом надо особо подчеркнуть, речь идет о «вертикальных» корпорациях, тех, в состав которых входят предприятия, которые способны обеспечить всю вертикаль организационного, технико-технологического, научного, финансового процесса производства конечных потребительских товаров и услуг.

Конечно, в отечественной экономике уже сегодня существует ряд компаний, которые себя называют корпорациями. Но это, в основном, «горизонтальные» корпорации, в состав которых входят предприятия по однотипным видам деятельности и с одно-, двух-, или мало операционным производственным процессом.

Это корпоративные объединения, например, металлургических комбинатов, или угледобывающих предприятий, или химических заводов, и т.п. Эти корпоративные объединения ограничены производством промежуточной, сырьевой продукции, которая далеко не является конечным продуктом, а только начальным звеном производства потребительской продукции.

При этом большую часть производимого сырья отечественные «горизонтальные» корпорации реализуют за пределами страны – как раз из-за отсутствия отечественных «вертикальных» корпораций, которым это сырье потребовалась бы для массового производства конечных потребительских товаров и услуг.

Когда основную часть отечественного экспорта составляют сырьевые материалы, то такую экономику нельзя отнести к эффективной и современной. – Покажите мне, чем торгует страна, и я скажу какой уровень ее экономического развития.

Изменить уровень отечественной экономики с низкоэффективной на высокоэффективную можно только, организовав высокую эффективность производства.

А это возможно сделать, только организовав эффективную форму производственных отношений – корпоративную.

Поскольку окружающий экономический мир, который является для нас конкурентным, уже давно работает в такой форме, то для поступательного приближения и выравнивания конкурентной борьбы, отечественной экономике необходимо как можно быстрее и продуманнее организовать эти корпоративные формы на каждом из основных рынков товаров и услуг.

Таким образом, для обеспечения максимальной эффективности и высокой конкурентной отечественной экономики в условиях глобализации необходимо формирование высокоэффективного производства отечественной экономической системы через проведение системного организационного процесса – корпоратизации.

Этот организационный механизм должен стать соответствующим направлением государственной экономической политики и проводиться с учетом соблюдения всех прав собственности и инвестиционных и кредитных обязательств отечественных предприятий.

Корпоратизация является единственным средством и последним шансом вывода отечественной экономики на уровень самых продуктивных экономических систем мира.

Можно и нужно сформировать около ста вертикальных корпорации: 30 – в аграрной сфере, 30 – в промышленной сфере, 30 – в сфере услуг, и десяток в высокотехнологичной Hi-TECH сфере, составив, таком образом, “большую сотню” отечественной экономики.

Конечно, производство не может, и не будет выполняться с помощью только корпоративной формы организации производственных отношений, но и с помощью отдельных малых и средних предприятий. Но крупные корпорации в современных развитых странах мира являются локомотивами национальных экономик.

Поэтому и отечественная экономика для вхождения в число ведущих экономик мира должна построить у себя эти локомотивы – вертикальные корпорации.

Роль государственной финансовой корпорации в XXI веке

Весомым аргументом, который обусловливает актуальность исследования государственной финансовой политики (далее – ФП), является объективное отличие, непохожесть современной экономической системы от тех ее форм, которые подробно изучены западной экономической наукой и распространились как стереотипы – либерализм, кейнсианство, посткейнсианство.

Отличие рыночной экономической системы в начале XXI в. от предыдущих этапов состоит в значительном усилении роли и значимости сектора финансовых корпораций (далее – ФК) в формировании источников финансирования капитала и размещении ресурсов.

Либеральные реформы, проводимые с начала 80-х годов прошлого века, кардинально изменили структуру экономических систем развитых стран и стран с формирующимися рынками, возросла роль сектора ФК в формировании источников финансирования капитала в экономике.

О тенденции к росту роли этого сектора свидетельствуют факты стремительного подъема весомости и роли частных сбережений, проявлением которого стала долгосрочная тенденция повышения коэффициентов монетизации к ВВП, что опровергла распространенные ранее положения количественной теории денег.

Это обусловило поиск новых объяснений взаимосвязи между развитием сектора ФК и финансовой стабильностью. Задачи государственной ФП усложняются и существенно меняются в связи с усилением сектора ФК, в экономической науке разворачивается дискуссия относительно позитивных и негативных последствий этого феномена.

С одной стороны положение о том, что уровень развития сектора ФК ускоряет экономический рост в долгосрочном периоде, находит все больше сторонников.

С другой – возникает целое направление исследований, в основе которого критическое восприятие процессов усиления роли и места сектора ФК в экономике, получивших название “финансиализации”.

Обосновывается негативное влияние экспансии сектора ФК на экономическое развитие, которое состоит в росте рисков финансовой нестабильности и объективном сужении каналов прямого и государственного инвестирования.

Между прочим, при этом мало вспоминают, что высокий спрос на финансовые активы со стороны сектора домохозяйств (далее – ДХ) конкретной страны является показателем высокого уровня экономического развития, что было доказано Пигу.

Теоретико-методологическое обоснование роли и места сектора ФК в экономическом развитии является весомым научным заданием. Решение этой задачи будет иметь понятную практическую значимость для государственной ФП. Если рост сектора ФК и развитие механизмов косвенного финансирования производительного капитала в стране определяются как приоритетная задача, то для его реализации государственная ФП должна либо сместить фискальную нагрузку с сектора ДГ на сектор не финансовых корпораций, либо сократить государственные инвестиции и / или государственное потребление.

Источник: https://utmagazine.ru/posts/9095-gosudarstvennaya-korporaciya

Инвестирование в компании с государственным участием в России: плюсы и минусы

5 мифов о работе в корпорации с государственным участием

Преимущества и недостатки для частного инвестора

Пожалуй, самые яростные и непримиримые споры на различных инвестиционных форумах ведутся вокруг эффективности бизнеса компаний с государственным участием.

Стоит ли миноритарному акционеру инвестировать в бизнес, где основной мажоритарий — государство? Существует два противоположных мнения по этому поводу, и каждая из сторон приводит свои весомые аргументы.

В этой статье я постараюсь разобрать наиболее распространённые доводы за и против и дам своё оценочное суждения относительно каждого пункта. 

Управление

Пожалуй, самая большая претензия к госкомпаниям — это неэффективное управление и слабые топ-менеджеры, которых назначают из соображений близости и лояльности к власти, а не за профессиональные заслуги, навыки и опыт.

Отрицать тесную связь управленцев с действующей властью сложно — достаточно лишь в самых общих чертах проанализировать биографии тех, кто стоит у управления госкомпаниями:

  • Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер — работал вместе с Владимиром Путиным в комитете по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга.
  • Главный исполнительный директор компании «Роснефть» Игорь Сечин — по его же собственным словам, «служит» под руководством Владимира Путина с 1989 года.
  • Президент «Сбербанка» Герман Греф — с 2000 по 2007 год был министром экономического развития и торговли.
  • Генеральный директор и председатель правления АК «АЛРОСА» Сергей Иванов — сын бывшего руководителя администрации президента Сергея Иванова.
  • Генеральный директор компании «Аэрофлот» — с 2016 года состоит в Высшем совете партии «Единая Россия».

Список можно продолжать, практически все гендиректора госкомпаний так или иначе связаны с современной политической элитой нашей страны или сами пришли в бизнес из политики.

Но само по себе это, с одной стороны, достаточно логично (мажоритарный акционер вправе требовать, чтобы его компанией руководили лояльные ему менеджеры), а с другой — совсем не означает, что связь с властью автоматически делает человека плохим управленцем, неспособным успешно руководить бизнесом. Лично я считаю, что инвестору очень опасно мыслить шаблонами и крайностями. Сам я придерживаюсь в этом вопросе осторожной позиции и стараюсь наблюдать, как человек руководит компанией, какие решения принимает и как это отражается на денежном потоке и акционерном капитале компании. Информационный шум часто демонизирует того или иного руководителя и его поступки, но достаточно заглянуть в отчётности, чтобы увидеть, что компания зарабатывает под его руководством прибыль для своих акционеров и наращивает активы. Верным может быть и обратное.

Бытует такое мнение, что госкомпании медлительны, архаичны и неспособны быстро перестраиваться к тем вызовам, которые диктует прогресс. Тем не менее в последние годы можно наблюдать заметные движения ряда госкомпаний в сторону новой, цифровой экономики.

Самым ярким примером, пожалуй, является «Сбербанк», который из неповоротливого, консервативного банка, хранящего отпечатки советской эпохи, неожиданно превращается в одну из самых крупных в стране IT-компаний, уверенно идя при этом к намеченной цели — заработать триллион чистой прибыли к 2020 году.

Это показывает, что инвестору не стоит мыслить шаблонно и подходить к разным корпорациям с одним лекалом. Иногда даже толстого и старого слона можно научить грациозно танцевать в посудной лавке. 

Нецелевые и (или) неэффективные расходы

Тоже очень частая претензия к госкомпаниям и, надо признать, небезосновательная.

Деньги могут тратиться:

  • На проекты, вовсе не связанные с бизнесом компании (можно назвать их социальными или благотворительными). Например, спонсорская поддержка отечественной спортивной команды.
  • Проекты, связанные косвенно или напрямую, но влияющие скорее отрицательно на финансовые показатели компании. Например, покупка активов с низкой рентабельностью и слабой синергией или инвестиции в модернизацию основных средств с окупаемостью вложений, стремящейся к бесконечности.

Тут, в общем-то, моя позиция схожа с выводами для первого пункта: инвестору стоит игнорировать информационный шум и всё считать и сравнивать самостоятельно.

Следует оценить, как сильно подобные расходы влияют на деятельность компании, какой процент они занимают от выручки/прибыли (тысячная доля процента или десятки процентов — разница колоссальная, но в СМИ уровень шума будет примерно одинаковым).

Кроме того, для компании, кроме материальной выгоды, существует ещё и то, что принято называть гудвиллом. Этот параметр бывает сложно оценить и посчитать, но игнорировать его важность я бы не стал. 

Дивидендные выплаты

Думаю, все мы инвестируем с определённой целью — приумножить свои вложения и перераспределить хотя бы часть денежных потоков от действующих бизнесов в свою сторону. И дивиденды являются чуть ли не единственным способом для миноритария получить живые деньги на счёт без необходимости продавать свои акции.

Для инвестора, ценящего стабильный и ощутимый денежный поток, инвестиции в госкомпании могут стать хорошим решением по следующим причинам:

  • У большинства госкомпаний существует понятная, утвержденная дивидендная политика, которая позволяет с высокой точностью прогнозировать миноритарию дивиденды за прошедший период. Чаще всего это фиксированный процент от прибыли или денежного потока компании.
  • Государство, как основной акционер, заинтересовано в дивидендных выплатах для пополнения бюджета. В частности, в настоящее время действует норма Минфина о выплатах не менее 50% от чистой прибыли по МСФО для госкомпаний. Из этого правила каждый год находятся исключения, но большинство госкомпаний исправно платят положенное.

Для миноритарного акционера ценным может быть то, что высокие дивидендные выплаты и в будущем, скорее всего, будут приходиться на наиболее тяжёлые для страны периоды финансовой нестабильности, когда государству будут остро требоваться средства в бюджет. Получать денежный поток в кризисные периоды — значит иметь дополнительную финансовую защиту и обладать возможностью покупать активы, если на фондовом рынке вдруг вновь начнётся распродажа. 

Конкуренция

Сложно отрицать, что государство в нашей стране на сегодняшний день является, пожалуй, самым сильным и агрессивным игроком в бизнес-среде.

Компании с государственным участием в последние несколько лет активно отжирают доли рынков, на которых работают, и имеют монопольное положение или близки к этому статусу.

Они обладают конкурентным преимуществом, поскольку могут лоббировать свои интересы на законодательном уровне и получать самые «вкусные» государственные заказы.

Несмотря на все разговоры о приватизации, на деле мы можем наблюдать скорее обратный тренд национализации и консолидации активов.

Я крайне осторожно отношусь к вложениям в частные компании, которые особенно тесно конкурируют в данный момент с государственными.

Почти после каждого громкого банкротства мы могли наблюдать, как госкомпания, занятая в этой отрасли, захватывала долю рынка неудачливого конкурента.

Достаточно посмотреть, как изменилась доля на рынке «Аэрофлота» и его дочерних компаний после банкротства «Трансаэро».

Нечто подобное можно наблюдать и в банковском секторе, где активная санация частных банков сопровождается столь же активным ростом доли государственных компаний в банковской отрасли.

Миноритарию стоит всегда держать в голове, что практически любая частная компания в России может в один момент оказаться под угрозой исчезновения, даже если она имеет устойчивый бизнес.

Тем, кто инвестировал в «ЮКОС» в 2003 году, было бесполезно анализировать финансовые показатели компании и искать риски в отчётностях — чёрный лебедь, который уничтожил компанию, не был связан с ошибками операционной деятельности.

Злая ирония заключается в том, что наличие государства среди собственников вполне неплохо защищает от подобных небизнесовых рисков.

И, более того, даёт уверенность, что компанию будут пытаться спасти до последнего даже при самом неблагоприятном развитии событий.

Очень показателен здесь пример «АвтоВАЗа», который остаётся на плаву даже после пяти убыточных лет подряд, в том числе благодаря беспрецедентной поддержке со стороны государства. 

Санкции

Мы живем в такое время, когда санкции — это привычная реальность, и их риск уже в достаточной степени реализовался для нашей страны.

Безусловно, именно госкомпании первыми оказываются под прицелом западных ограничений, хотя, как показывает практика, любой крупный частный бизнес может попасть под санкции — достаточно лишь подозрений в связях с действующей властью.

А найти эту связь проще простого — политика и экономика у нас очень тесно интегрированы друг в друга.

Санкции действительно сильно мешают, ограничивают доступ к капиталу и рынку. Например, «Сбербанк» недавно был вынужден продать свой бизнес в Турции и уйти из региона в том числе, потому что не мог на равных конкурировать с компаниями, не имеющими санкционных ограничений.

И тем не менее большинство компаний уже адаптировались к работе в новых условиях и успешно ведут дела в том числе на западных рынках.

Но риск ужесточения санкций, безусловно, является одним из самых серьёзных для бизнеса госкомпаний. 

Подводя итоги

Лично я не делю мир на чёрное и белое, и наличие государства среди акционеров компании не является для меня причиной игнорировать компанию или поводом приобрести её акции.

Анализируя госкорпорации, я пришёл к заключению, что все они очень разные, каждая по-своему уникальна, и иногда очень сложно обнаружить общие черты в их работе.

Вложения в них могут оказаться отличным решением или большой ошибкой, поэтому инвестору следует провести тщательный финансовый анализ каждой конкретной компании, проигнорировав любой информационный шум, и составить собственное мнение на основании фактов.

Источник: https://journal.open-broker.ru/investments/investirovanie-v-kompanii-s-gosudarstvennym-uchastiem-v-rossii/

Подписывайтесь на Открытый журнал, чтобы не пропустить новые публикации на канале!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/openjournal/investirovanie-v-kompanii-s-gosudarstvennym-uchastiem-v-rossii-pliusy-i-minusy-5d0387992ec4b60e6db4d20d

Ваша работа
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: